ЛОНДОН/МОСКВА, 16 августа (BigpowerNews) Fitch Ratings подтвердило
долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») РФ в иностранной и национальной
валюте на уровне «BBB» со «Стабильным» прогнозом. Краткосрочный РДЭ в
иностранной валюте подтвержден на уровне «F3», а рейтинг странового потолка на
уровне «BBB+», говорится в сообщении рейтингового агентства.
«Подтверждение рейтингов учитывает, с одной стороны, сильный государственный
баланс, позицию России как внешнего нетто-кредитора и увеличение гибкости
обменного курса и, с другой стороны, медленное продвижение в сторону укрепления
бюджета и проведения структурных реформ на фоне волатильных цен на нефть и
неопределенности глобальной экономической конъюнктуры», поясняется в
пресс-релизе.
По мнению Fitch, Россия по-прежнему имеет сильный государственный баланс для
рейтинговой категории «BBB». Совокупный государственный долг находился на
низком уровне 11% ВВП в 2011 г., при том что в государственных фондах
благосостояния находится 112 млрд. долл. (7% ВВП), обеспечивая бюджету
финансовую гибкость и запас прочности на случай резкого падения цен на нефть.
Что касается внешних позиций, отмечает Fitch, чистые иностранные активы
государства составили 467 млрд. долл. в конце 2011 г. (25% ВВП). «Это является
наивысшим показателем в рейтинговой категории «BBB» в абсолютном выражении,
чему способствует размер международных резервов России, пятых крупнейших в
мире. Банковский сектор, являвшийся значительным источником внешнего стресса в
2008−2009 гг., также стал внешним нетто-кредитором», подчеркивает
рейтинговое агенство.
Прогнозы роста реального ВВП на уровне 3,8% в 2012 г. и 3,5% в 2013 г.
отражают мнение Fitch, что Россия значительно меньше подвержена внешним шокам
относительно 2008−2009 гг., чему способствует более гибкий валютный курс,
который сглаживает влияние на бюджет со стороны волатильных цен на нефть и
уменьшает чистый отток капитала. В то же время Россия не защищена от долгового
кризиса еврозоны, который проявляется в волатильных ценах на нефть, снижении
цен на активы, более слабом валютном курсе и ухудшении настроений инвесторов,
считает Fitch.
В тоже время Fitch отмечает, что сырьевая зависимость и связанная с этим
подверженность колебаниям цен на нефть остаются ключевым негативным рейтинговым
фактором для России, и признаков сокращения такой зависимости пока не
наблюдается. Общие профициты бюджета и счета текущих операций маскируют
структурные ненефтяные дефициты в размере 10−12% ВВП в 2011 г., что указывает
на уязвимость России к резким негативным изменениям цен на сырьевые товары,
наиболее ярким примером которой является высокая цена на нефть, необходимая для
бездефицитного бюджета: около 118 долл. за барр, говорят в рейтинговом
агентстве.
Признавая тот факт, что недавние меры, направленные на укрепление
налогово-бюджетной политики, представляют собой первый шаг в сторону ослабления
взаимосвязи между ценами на нефть и расходами, Fitch указывает на то, что
предполагается лишь постепенное сокращение ненефтяного дефицита до 8,5% ВВП к
2015 г. в сравнении с докризисным среднесрочным целевым показателем в 4,5%
(который, по оценкам МВФ, соответствует концепции справедливого распределения
ресурсов между поколениями). Агентство также отмечает, что пока неясно, как
предвыборные обещания Президента Владимира Путина, которые, по независимым
оценкам, кумулятивно составляют 6% ВВП в течение шести лет, будут
согласовываться с общими бюджетными целевыми ориентирами.
Fitch считает, что в сравнении с другими странами БРИК Россия достаточно
успешно справляется с ситуацией в условиях текущего кризиса в еврозоне. В то же
время перспективы возврата страны к докризисным темпам роста в 7%
представляются отдаленными в отсутствие значительных структурных реформ,
несмотря на предстоящее вступление в ВТО. Россия неблагоприятно смотрится на
фоне стран с сопоставимыми рейтингами по индикаторам качества управления
Всемирного банка, включая политическую стабильность, верховенство закона,
контроль над коррупцией и эффективность государственного управления. Эти
факторы проявляются в недостатках делового климата, повышенном событийном риске
и продолжающемся чистом оттоке капитала, указывает агентство.
Fitch отмечает, что, если не произойдет более значительного укрепления
бюджета, в случае сильного и продолжительного падения цен на нефть может
последовать ослабление государственных финансов и экономики, что может
обусловить понижение рейтингов. И, наоборот, дальнейшие шаги по укреплению
налогово-бюджетной политики, которые обеспечили бы значительное уменьшение
ненефтяного дефицита, в сочетании с устойчивым снижением инфляции могли бы
привести к повышению рейтингов. Позитивным рейтинговым фактором также стали бы
крупные реформы, которые обеспечили бы улучшение делового климата, дальнейшее
укрепление финансового сектора и заметный прогресс по повышению качества
управления.