На правах рекламы
В сфере контрольных функций СРО до сих пор не снята основная проблема –
отсутствие унифицированных подходов к контролю за деятельностью членов СРО и
эффективной, рабочей системы дисциплинарных взысканий.
На сегодняшний день саморегулирование в строительстве насчитывает несколько
сотен саморегулируемых организаций. В силу отсутствия четких норм по
осуществлению контроля и реализации дисциплинарных мер, можно сказать, что
существует такое же количество уникальных вариаций систем контроля.
Предметом проверки для саморегулируемых организаций является соблюдение
членами СРО требований к получению свидетельства о допуске, а также внутренних
требований и стандартов СРО. Законодательством предусмотрены ежегодные плановые
проверки членов СРО.
Градостроительный кодекс РФ предусматривает разработку двух внутренних
документов СРО – Контрольных правил и Дисциплинарного регламента. Как правило,
наряду с плановыми проверками СРО устанавливают возможность внеплановых
проверок при наличии жалоб на деятельность члена СРО.
В саморегулируемых организациях создаются Дисциплинарные и Контрольные
комитеты. Однако в силу несовершенства текущего законодательства, данные
специализированные органы не обладают необходимыми полномочиями по применению
дисциплинарных взысканий, а также проведению проверок, будь то плановые или
внеплановые мероприятия. Таким образом, эффективность специализированных
органов ограничивается правовыми коллизиями.
В Градостроительном кодексе перечислены возможные дисциплинарные меры по
отношению к членам СРО, однако не установлена взаимосвязь между конкретными
нарушениями и взысканиями. В итоге, данный аспект остается на усмотрение самих
саморегулируемых организаций.
Такое положение вещей формирует питательную среду для недобросовестного
поведения СРО. Поскольку в изыскательской, проектной и строительной сфере
существует достаточно высокая конкуренция среди саморегулируемых организаций,
возникает искусственный стимул для минимизации контроля за деятельностью членов
СРО и неприменения к ним взысканий. Другими словами, отсутствие «кнута» может
быть использовано как конкурентное преимущество в борьбе за новых членов СРО. В
результате возникает порочный круг, где СРО не заинтересованы в исполнении
контрольных функций, а организации заведомо могут отдавать предпочтение
недобросовестным СРО.
Естественным образом в такой ситуации возникает вопрос о необходимости
формирования единых подходов и правил в сфере контрольных функций и
дисциплинарных взысканий.
В настоящее время реализацией такой инициативы занимается Рабочая группа по
вопросам деятельности специализированных органов (контрольный и дисциплинарный)
при Совете по саморегулирования предпринимательской и профессиональной
деятельности Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации.
Рабочая группа завершила формирование проекта так называемого
Дисциплинарного кодекса, который призван урегулировать все вопросы в указанной
выше сфере. Кроме того, в рамках Рабочей группы разрабатываются рекомендации по
реализации контрольных функций СРО, а также законопроект об изменении и
дополнении Федерального закона №315−ФЗ и отдельных отраслевых законов.
В Дисциплинарном кодексе будет дано определение, проведена классификация и
указаны особенности нарушений и ответственности членов СРО. Также в документе
будут прописаны виды, основания применения, снятия и погашения мер
дисциплинарного воздействия. Кроме того, в кодексе будут подробно изложены
вопросы, касающиеся дисциплинарного производства, решений дисциплинарного
органа, раскрытия информации и ответственности саморегулируемой
организации.
Генеральный директор СРО НП «Э.С.П.» Дмитрий Мурзинцев, в свою
очередь, отмечает: «СРО НП «Э.С.П.» принимает самое прямое и непосредственное
участие в разработке Дисциплинарного кодекса. Мы считаем, что контрольная
деятельность СРО нуждается в детализации и унификации. Только таким образом мы
сможем создать действенные инструменты по оценке и отслеживанию работы членов
СРО и предотвращению недобросовестного поведения. Кроме того, единые стандарты
позволят бороться с недобросовестными СРО или неисполнением саморегулируемыми
организациями контрольных функций».