Регламент КОМ на 2015 год, который обсуждается в правительстве, не содержит большинства ожидавшихся участниками отрасли мер. На будущее отложена, в частности, борьба со старыми мощностями, которые не выводятся, но оплачиваются рынком. Энергетики, чьи пожелания все–таки во многом удовлетворили, поддерживают текущую редакцию документа, но потребители обвиняют Минэнерго в "отсутствии бюрократического мужества".
МОСКВА, 6 августа (BigpowerNews) «Коммерсанту» удалось ознакомиться с
регламентом конкурентного отбора мощности на 2015 год (КОМ; процедура, в ходе
которой выбираются наиболее эффективные электростанции, которые будут получать
плату за мощность сверх платы за электроэнергию). Документ обсуждался на
совещании у курирующего ТЭК вице–премьера Аркадия Дворковича
1 августа.
По информации издания, от революционных изменений правил, которые
обсуждались, стороны в итоге отказались. Идея о проведении долгосрочного КОМ на
четыре года осталась, но уже без привязки к конкретным датам. От намерения
провести КОМ по двум ценовым зонам, сняв потолок цен (прайс–кэп), отказались,
сохранив прошлогодний порядок: отбор будет проводиться по 21 зоне свободного
перетока (ЗСП; участок энергосистемы без сетевых ограничений), в пяти зонах
будет допущено свободное ценообразование. Ценовой потолок сохранится в 16 ЗСП —
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отказалась от намерения снять его в
ЗСП «Тюмень», против которого из–за опасений резкого снижения цен выступили
работающие в этом регионе «Э.Он Россия», «Интер РАО» и «Газпром».
«Никаких решений, требующих реального бюрократического мужества, принято не
было»,— констатирует глава набсовета НП «Сообщество потребителей энергии»
Александр Старченко. По его словам, которые приводит газета, больше всего
потребителей возмущает то, что Минэнерго так и не решилось ничего сделать с
«вынужденными» (коммерчески неэффективными) генераторами в рамках КОМ–2015,
хотя такое намерение декларировалось. «Системный оператор» давно предлагает
ввести механизм, по которому мощность таких станций будет оплачиваться, только
если ее замещение обойдется дороже, чем содержание. В согласованных изменениях
закрепили лишь позицию о том, что срок поставки мощности в вынужденном режиме
для тех станций, которые не выводятся как источник тепла, не может длиться
позднее 30 июня 2017 года. В Минэнерго считают, что эта норма «уже
представляет собой серьезное достижение».
Проблему учета маловодных лет, как и в прошлом году, решили не через
приведение мощности ГЭС к среднемноголетней, а через новое увеличение резерва
мощности в Сибири на 8,55% в 2015–2016 годах. Низкую водность предлагают
учитывать для того, чтобы корректно оплачивать мощность тепловых станций,
которые включаются тогда, когда ГЭС не могут вырабатывать много из–за природных
условий. Но господин Старченко отмечает, что увеличение резерва
распространяется в том числе на ЗСП в Сибири, где ГЭС нет, и, по сути, является
очередной попыткой заставить потребителей оплатить избыточную старую
мощность.
Впрочем, генераторы, предъявившие замечания к регламенту КОМ, говорят, что
большинство из них было учтено. Глава НП «Совет производителей энергии» Игорь
Миронов отмечает, что удалось отстоять сохранение правил ценообразования в КОМ
и доли ценовых заявок генераторов, участвующих в маржинальном ценообразовании.
Минэнерго не пошло навстречу генераторам в вопросе смягчения правил ремонтов,
зато изменило формулировку пункта, ограничивающего допуск в КОМ старых станций.
Год назад отбору допустили оборудование старше 55 лет, которое успешно прошло
аттестацию. Это было сделано для того, чтобы вернуть старые станции на рынок. В
этом году возможность их участия в КОМ планировали ограничить, разрешив это
лишь эффективным — тем, у кого коэффициент использования мощности выше 30%.
Однако планка была понижена до 8%, что вызвало недовольство у потребителей,
считающих, что это обесценивает исходную идею. В Минэнерго отмечают, что
процент со временем будет расти, пишет «Коммерсант».