МОСКВА, 23 июля (BigpowerNews) ПАО «МОЭСК» (входит в группу компаний
«Россети») в очередной судебной инстанции – в 9−м Арбитражном апелляционном
суде г. Москвы доказало незаконность решения и предписания УФАС по Московской
области по вопросу обязательной сертификации качества электроэнергии. Как
сообщает пресс-служба энергокомпании, вменяемый сетевой компании оборотный
штраф в размере 660 млн рублей решением суда был отменен. Речь идет о штрафе,
который был наложен на «МОЭСК» в декабре 2014 года.
Основанием для него «послужило невыполнение энергокомпанией требований об
обязательном проведении сертификации качества электроэнергии на территории
Московской области», сообщала ФАС. Дело в отношении «МОЭСК» было возбуждено по
материалам, поступившим из Центрального межрегионального территориального
управления Росстандарта. В результате расследования УФАС признала «МОЭСК»,
нарушившей нормы части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» «путем
невыполнения требований об обязательном проведении сертификации качества
электрической энергии на территории Московской области».
Тогда в ФАС это решение назвали «прецедентным в сфере антимонопольного
регулирования на рынке электроэнергетики».
В «МОЭСК» же уверены, что «действующее законодательство не предусматривает
обязанность сетевой компании проводить сертификацию электроэнергии, т.к. в
технологическом процессе ее производства, передачи и поставки конечному
потребителю участвуют различные субъекты электроэнергетики». К примеру, говорят
в компании, «на такие параметры работы сети как частота и напряжение
непосредственное влияние оказывают генерирующие компании и «Системный оператор
ЕЭС». «Кроме того, установленный российским законодательством механизм
проведения сертификации основан на точечных измерениях (замерах) и не позволяет
делать вывод о соответствии параметров электроэнергии во всей энергосистеме.
Подобные замеры могут фиксировать качественные показатели работы сети в
конкретный момент времени и не гарантируют последующее соответствие требуемым
параметрам», отмечают в «МОЭСК».
«Работа в столичном регионе накладывает на энергетиков повышенные
обязательства по обеспечению стабильного электроснабжения. Без проведения
сертификации МОЭСК на системной основе реализует комплексные программы по
повышению качества и надежности электроснабжения. Это подтверждает ежегодная
статистика снижения потерь и аварийности на сетях компании, а также сокращение
сроков ремонтно-восстановительных работ. Кроме того, компания рачительно
относится к своим издержкам и считает нецелесообразным нести многомиллионные
затраты на проведение подобной сертификации. Они также не должны находить свое
отражение в тарифах на передачу электроэнергии и ложиться дополнительным
финансовым бременем на наших потребителей», – считает замгендиректора по
правовым вопросам «МОЭСК» Александр Панин, слова которого приводит
пресс-служба.
Процедура сертификации небесплатна. Ее проводят специально аккредитованные
структуры, стоимость их услуг не регулируется и может различаться на порядок. В
«Россетях» ранее говорили, что в 2006–2015 годах потратили на сертификацию
около 4 млрд. рублей.
«Нормативные документы, регламентирующие сегодня порядок и периодичность
проведения сертификации электроэнергии, были приняты в дореформенный период и
утратили свою актуальность. Энергетические компании в ходе реформы были
разделены по видам бизнеса: генерация – передача – сбыт. На сегодняшний день
«МОЭСК» как сетевая организация не является производителем или собственником
электроэнергии, а только оказывает услуги по ее передаче и распределению»,
подчеркивают в энергокомпании.
«Позицию сетевой компании поддержали Минэнерго России, Московский
энергетический институт, а также Институт государства и права Российской
Академии Наук и ряд других авторитетных учреждений. Более того, была также
высказана инициатива об исключении электрической энергии из перечня продукции,
подлежащей обязательной сертификации», напоминает «МОЭСК».
В марте, после очередного суда по этому делу, в Минэнерго соглашались, что
сертификация проблем не решает, а только приводит к удорожанию электроэнергии
для потребителя. Ответственность за качество при этом, добавляли в
министерстве, сообщал «Коммерсант», должны нести все стороны, в том числе
потребители. Сбыты также тогда соглашались, что механизм нужно менять, но
настаивали на закреплении ответственности за качество за сетями. «Отмена
обязательной сертификации возможна, но ее необходимо заменить новым механизмом,
в том числе путем создания системы ответственности сетевых организаций перед
потребителями и регулирования выручки сетей в зависимости от надежности
электроснабжения»,— говорили в марте в НП гарантирующих поставщиков и
энергосбытов. Потребители же лишь отмечали, что современное бытовое и
производственное оборудование увеличивает требования к качеству электроэнергии.
Директор НП «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев подчеркивал в
интервью «Коммерсанту», что «обеспечивать качество на стороне энергосистемы для
экономики проще и дешевле, чем на стороне потребителя».
ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» (МОЭСК) –
одна из крупнейших электросетевых компаний страны.
Компания является активом ОАО «Россети». «МОЭСК» обеспечивает электроснабжение
Московского региона с населением около 17 миллионов человек на площади почти 47
тыс. квадратных километров. Основные виды деятельности компании – оказание
услуг по передаче электрической энергии и технологическое присоединение
потребителей к электрическим сетям на территории Москвы и Московской
области.
В структуру «МОЭСК» входят 9 филиалов с общей численностью сотрудников свыше
15 тысяч человек: Московские кабельные сети, Высоковольтные кабельные сети,
Центральные электрические сети, Южные электрические сети, Западные
электрические сети, Северные электрические сети, Восточные электрические сети,
Энергоучет, Новая Москва и 4 дочерних общества.
В обслуживании «МОЭСК»: 608 подстанций 35−220 кВ суммарной трансформаторной
мощностью более 46 тыс. МВА; около 28,5 тысяч ТП 6−10 кВ мощностью 21,5 тыс.
МВА, почти 67 тыс. км воздушных линий и 72 тыс. км кабельных сетей.