В.Путин на заседании потребовал от региональных и федеральных властей не превышать предусмотренный рост тарифов на электроэнергию в 15%.
В.В.Путин на заседании Президиума Правительства РФ потребовал от
региональных и федеральных властей не превышать предусмотренный рост тарифов на
электроэнергию в 15%. Премьер-министр также поручил ФАС продолжить мониторинг
динамики снижения цен на горюче-смазочные материалы. Еще одной важной темой
заседания стала реализация второго этапа концепции демографического развития.
По словам Председателя Правительства, в федеральном бюджете до 2013 года на эти
цели предусмотрено свыше 876 млрд рублей.
Стенограмма начала заседания:
В.В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день! Начнём с
оперативных вопросов. Как вы помните, на совещании по подведению итогов работы
энергетического сектора мы говорили о проблемах, связанных с необоснованным, по
мнению Федеральной антимонопольной службы, завышением цен на нефтепродукты. 9
февраля мы об этом говорили, были приняты определённые решения, были достигнуты
договорённости с основными нефтяными компаниями. Хотелось бы сегодня
посмотреть, что происходит на рынке. Надо сказать, что, по имеющимся у меня
данным, определённое снижение есть: цена на зимнее дизельное топливо в среднем
сократилась на 2 рубля. Граждане, кстати говоря, активно включились в работу,
самым активным образом сбрасывают нам информацию по различным каналам, в том
числе через сеть Интернет. Я просил Антимонопольную службу мониторить,
Министерство энергетики. Хотел бы послушать сегодня руководителей
Антимонопольной службы. Пожалуйста.
И.Ю.Артемьев: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые
члены Правительства! Мы ежедневно получаем данные из каждой области Российской
Федерации. Вот последние данные, о которых я скажу, мы получили с Дальнего
Востока и Сибири сегодня, вчера вечером – по центральной области России. К
сожалению, снижение цены как в опте, так и в рознице идёт меньшими темпами, чем
мы ожидали. Если говорить о снижении цен в рознице, на своих собственных
бензоколонках больших вертикально-интегрированных компаний, то в среднем это
снижение составило не 2, а 1 рубль, что составляет в 2 раза меньший темп
снижения по отношению к тому, который мы ожидали. Снижение составляет не
10–12%, на которые мы рассчитывали, а 4%, в некоторых регионах – 5%, а в
среднем – меньше 5%. Если говорить об оптовом звене, то мы рассчитывали на
большее снижение, на те же самые 10–12%, что соответствовало бы даже некоторым
премиям для нефтяных компаний относительно расчёта мировых цен по принципу net
back. Снижение в опте составило около 2 тыс. рублей, а мы считаем, что оно
должно быть в 2 раза большим. Тем не менее определённая положительная динамика
есть, но всё-таки действия компаний недостаточны.
Позавчера случилось очень важное событие: президиум Высшего арбитражного
суда вынес решение по иску монопольного органа о штрафе в 4,7 млрд рублей на
компанию «Газпромнефть».
Таким образом, и первая, и вторая волна антимонопольных расследований
успешно завершены, общая сумма штрафов составит более 15 млрд рублей и она уже
перечисляется в государственный бюджет. Нам кажется, что такая позиция, а это
прецедентное решение ВАСа (Высшего арбитражного суда), должна ускорить те
процессы, которые есть.
Вместе с тем, понимая, что снижение цен идёт недостаточно уже в десятках
различных регионах, мы вынуждены были возбудить антимонопольное расследование.
А это целый ряд регионов, где цены уже носили монопольный характер и до
совещания 9 февраля, и после совещания недостаточно снижаются. Поэтому в
принципе нефтяные компании должны задуматься в ближайшую неделю. Ещё неделю,
наверное, стоит подождать, поскольку здесь не должно быть шоковой динамики,
потому что тогда и независимая розничная цена пострадает, если будет слишком
быстрое снижение цен, особенно на бензоколонках самих интегрированных
компаний.
В.В.Путин: Речь идёт не только о «дизельке», а речь идёт и
о бензинах.
И.Ю.Артемьев: Прежде всего я говорил о дизельном топливе,
потому что беспрецедентная вещь: дизельное топливо стоило дороже, чем 92−й,
95−й бензин, и сегодня во многих регионах это совершенно недопустимое
соотношение сохраняется. Связано это было с тем самым искусственным дефицитом,
который, на наш взгляд, умудрились создать нефтяные компании. Сейчас нефтяными
компаниями предпринимаются меры по наращиванию объёмов продаж. И мы ожидаем,
что в принципе всё должно вернуться по состоянию на октябрь-ноябрь 2010 года,
когда дизельное топливо традиционно стоило ниже 92−го бензина. Это тоже очень
важный показатель.
Ещё раз хочу подчеркнуть, что динамика такая есть, но она абсолютно
недостаточная относительно тех целей и задач, с которыми компании сами
согласились, а также относительно формульного ценообразования по мировым
правилам, по обычным деловым оборотам. То есть всё равно происходит не совсем
так, как хотелось бы.
В.В.Путин: Вы продолжайте эту работу. Я особо хотел бы
отметить, что нет никакого желания, разумеется, ставить наши нефтяные компании
в какое-то невыигрышное положение, наносить ущерб их экономической
деятельности. Такой задачи у Правительства нет, но цены на рынке должны быть
экономически обоснованными. Это очевидный факт.
Кроме того, мы договорились реализовать целый пакет мер по повышению
прозрачности и предсказуемости ценообразования на топливном рынке. И вы
говорили об этом, и Сечин Игорь Иванович говорил, и министр энергетики, что нам
нужны механизмы, которые защитят потребителя. Это, конечно, в том числе и
развитие биржевой торговли, исключение необоснованных посредников. Вот, кстати
говоря, чтобы биржевая торговля развивалась, нам нужно вносить – ваш
заместитель был в прошлый раз на Президиуме, он формулировал эти предложения –
определённые коррективы в правила работы самой биржи.
Но есть и ещё одно обстоятельство, на которое я бы хотел обратить внимание
присутствующих здесь коллег: крупные бюджетные потребители тоже должны работать
на бирже.
Игорь Иванович, пожалуйста.
И.И.Сечин: Уважаемые коллеги! По результатам работы после
проведённого совещания реально снижены оптовые цены на нефтепродукты,
производимые нашими вертикально-интегрированными компаниями. В среднем такое
снижение оптовой цены на НПЗ составило 2 тыс. 75 рублей с тонны. На заправках,
входящих в системы вертикально-интегрированных компаний, также снижены цены,
причём на некоторую номенклатуру, на отдельные виды дизельного топлива снижение
составило 2 рубля 31 копейку. Вы правильно упомянули, что есть такие
показатели. В целом снижение идёт и по всей продуктовой линейке: на бензин
Аи-95 – 1 рубль 8 копеек, Аи-92 – 1 рубль 10 копеек, зимнее дизельное топливо –
1 рубль 56 копеек. Мы сейчас отладили получение данных прямо с заправок,
Владимир Владимирович, у нас фотографии есть. Я после совещания могу Вам
показать прямо по каждой компании реальную информацию об этой работе.
Видимо, в данных Антимонопольной службы присутствуют также цифры по продажам
в независимых сбытовых сетях, которые, конечно, выравнивают этот показатель.
Считаем, что достигнутые результаты не должны восприниматься как конечная цель,
мы должны переходить к получению системных результатов, о чём Вы сказали,
Владимир Владимирович. И для этого в целях оперативного контроля и
своевременного реагирования на изменение цен образована межведомственная
рабочая группа, в которую вошли представители Минэнерго, Федеральной
антимонопольной службы, Минэкономразвития, нефтяных компаний, а также биржи,
«Транснефти» и РАО РЖД. Для создания референтных индикаторов цены предлагается
увеличить объёмы биржевой торговли нефтепродуктами до уровня не ниже 15% от
объёмов нефтепродуктов, производимых каждым НПЗ, работающим в стране, в том
числе, не входящим в систему вертикально-интегрированных компаний.
Предлагается также рассмотреть вопрос, о котором Вы сказали, – это
установление требования об осуществлении обязательных госзакупок в объёме не
менее 50% от общих объёмов для бюджетных организаций, являющихся крупными
потребителями нефтепродуктов через биржу.
Мы после проведённого Вами совещания поручили ФСФР совместно с федеральными
органами исполнительной власти представить предложения по формированию состава
биржевого комитета. На проведённых совещаниях поручили Минрегиону совместно с
главами регионов проработать вопрос развития сети альтернативных
автозаправочных станций для создания референтных цен в регионах, возможно,
также развития сетей вертикально-интегрированными компаниями. Предлагаем
вопросы, связанные с конъюнктурой рынка нефтепродуктов, ежеквартально
рассматривать на заседаниях правительственной комиссии по вопросам развития
ТЭКа и по итогам мониторинга в феврале и марте ещё раз доложить Вам текущую
ситуацию и конкретные меры для стабилизации этой работы.
В.В.Путин: У нас наши потребители большие, крупные,
бюджетные на бирже работают?
И.И.Сечин: Владимир Владимирович, до сих пор ни одного
контракта по данным на вчерашний день. Я разговаривал с руководителем
Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи. Это основная биржа, на которой
реализуются нефтепродукты: по прошлому году итог их работы был 7 млн
отторгованных контрактов, но ни одна федеральная структура не участвовала в
работе на бирже.
В.В.Путин: Мы в течение многих лет говорим о необходимости
развития биржевой торговли по разным направлениям, а сами федеральные структуры
на биржах не работают. Министерство экономического развития принимало участие в
выработке этих правил, принципов, да? Вы рассчитывали на то, что наши ведомства
будут там представлены?
Э.С.Набиуллина: Безусловно, рассчитывали. И не только для
того, чтобы сбить референтную цену, но и для того, чтобы была эффективность
госзакупок и прозрачность госзакупок. Мы предполагали, что могут выходить на
биржу…
В.В.Путин: Крупнейшие наши бюджетные потребители какие?
Э.С.Набиуллина: Начиная от министерств и ведомств, и
бюджетные учреждения должны на эту систему переходить, на мой взгляд.
В.В.Путин: А самые крупные какие?
Э.С.Набиуллина: Вы имеете в виду по покупке
нефтепродуктов?
В.В.Путин: Нефти и нефтепродуктов.
Э.С.Набиуллина: Это системы Минобороны, МВД, которые
закупают больше всего.
В.В.Путин: Как раз ваш сосед слева министр обороны. Я
обращаю ваше внимание, проконтролируйте и поработайте с вашими соответствующими
структурами, с тем чтобы они могли… Чтобы они не могли, а чтобы они начали
работать на бирже.
Да, пожалуйста, Артемьев (обращаясь к И.Ю.Артемьеву – руководителю
Федеральной антимонопольной службы).
И.Ю.Артемьев: Я бы хотел обратить внимание, что после
Вашего поручения о создании бирж была разработана поправка очень короткая в
94−й закон. Потому что 94−й закон сегодня обязывает все ведомства размещаться
на пяти электронных площадках, тогда как в отношении нефтепродуктов было Ваше
поручение изъять это из компетенции этих пяти электронных площадок и перевести
на эти товарно-сырьевые биржи. Но нужно, чтобы ведомства – Министерство
обороны, МВД – имели законодательную возможность это сделать, внести
законодательную поправку и очень быстро закончить над ней работу. Она давно
готова.
В.В.Путин: Анатолий Эдуардович (обращаясь к
А.Э.Сердюкову – министру обороны Российской Федерации), Кто у вас
занимается тыловым обеспечением из замов?
А.Э.Сердюков: Булгаков (Д.В.Булгаков – заместитель
министра обороны).
В.В.Путин: Дайте ему соответствующую команду. Пусть с
коллегами поработает и все необходимые механизмы…
А.Э.Сердюков: Я как раз хотел сказать, что нужно,
во-первых, внести изменения, а во-вторых, мы достаточно большое количество
сейчас берём из росрезерва. То есть мы оттуда как бы обновляем и начинаем
систему выстраивать, оттуда выбираем часть топлива.
В.В.Путин: Но росрезерв, он и есть резерв. Он же
предусмотрен…
А.Э.Сердюков: Нет, когда сроки выходят.
В.В.Путин: Понятно. Допустим, там просто подошёл срок
обновления запасов – это понятно. Но это же не постоянная ситуация – разовая.
Освежение, как они говорят, этих товаров. Но вот они «освежат», а потом надо
будет работать в нормальном режиме.
Рашид Гумарович (Р.Г.Нургалиев – министр внутренних дел) сегодня на
Северном Кавказе. Я знаю, его заместитель есть. Кто здесь?
С.А.Герасимов: Да. Герасимов Сергей Александрович,
заместитель министра.
В.В.Путин: Вас тоже касается. Пожалуйста, как вы
собираетесь работать там?
С.А.Герасимов: Я думаю, что прежде всего мы будем работать
совместно с Минобороны по созданию правовой базы для решения этого вопроса в
окончательной версии. Мы тоже считаем, что прозрачность при закупке
горюче-смазочных материалов и, в частности, топлива, если мы выйдем на биржу,
нам очень развяжет руки и поможет контролировать процесс.
В.В.Путин: Давайте. Рашид Гумарович (Р.Г.Нургалиев) сам
занимается вопросами оперативного характера, в том числе организацией помощи
семьям погибших сотрудников внутренних дел. Если есть необходимость поддержать
с уровня Правительства, то сформулируйте свои потребности – мы это сделаем.
С.А.Герасимов: Есть.
В.В.Путин: Что касается работы на бирже, то это относится
не только к силовым ведомствам, а ко всем нашим министерствам и ведомствам. Я
прошу обратить на это внимание и, Игорь Иванович (Сечин), посмотреть
на это повнимательнее, с коллегами поработать и помочь организовать эту
работу.
Теперь второй вопрос, касающийся тарифов и цен на электроэнергию. Меня очень
беспокоит то, что сейчас происходит на этом рынке. Я хочу напомнить: мы
определили, что рост цены на электроэнергию для конечных потребителей не должен
превышать 15%. Рост цены! Однако, по информации, которая поступает из регионов,
рост гораздо более высокий: например, по Тверской области – 32,9%, по Курской
области – 33,2%, по Саратовской области – 32%, по Омской области – 30%, по
Астраханской области – 46,5%, по Пензенской области – 37%.
Между тем есть регионы, которые ведут себя иначе, не выходят за параметры
хотя бы 20%. Это Вологодская область, Карелия – 15%, Костромская – 15,4%,
Тульская – 16,7%, Нижегородская – 16,5%, Тамбовская – 17%, Воронежская – 19%,
Самарская – 18%, Кабардино-Балкария – 16%, Республика Северная Осетия – 15%,
Пермский край – 15,9%, Республика Алтай и Алтайский край – 15,4%, Томская
область – 17,5%.
Почему в других регионах такой рост? Пожалуйста, Игорь Иванович
(обращаясь к И.И.Сечину), прокомментируйте, что там происходит? У нас
и коллеги из регионов есть, я бы хотел вас тоже послушать.
И.И.Сечин: Уважаемый Владимир Владимирович! Прирост цен на
электроэнергию для конечного потребителя в 2011 году Правительством
прогнозировался на уровне значения не более 15%, если конкретно – 14,9%. При
этом по регионам и группам потребителей прогнозировалось следующее среднее
значение: по европейской части Росси и Уралу – 12,5%, по Сибири – 12%, по
территориям, не входящим в ценовые зоны, где сохраняется регулирование, – плюс
4,5%, для населения – 9,6%. Вместе с тем следует отметить…
В.В.Путин: Рост цен на электроэнергию для населения не
должен превышать 9,6%.
И.И.Сечин: 9,6% – такие параметры закладывались в прогнозы
на этот год, и мы считаем возможными и необходимыми их выполнить.
В.В.Путин: А какова структура повышения цены? Что там сидит
в этом повышении?
И.И.Сечин: Владимир Владимирович, как Вы отметили, по 38
регионам и отдельным группам потребителей возникают сейчас прогнозы повышающего
характера, которые Вы привели и которые допускают возможность существенного
роста цены, превышающей эту планку в 15%. Вы назвали эти регионы.
В структуре этого повышения, по тому анализу, который был проведён совместно
министерствами энергетики и экономического развития России, Федеральной
антимонопольной службой, ФСТ и экспертными группами из Академии наук,
обстоятельствами, влияющим на рост цены, являются как факторы федерального
значения (порядка 41%), так и факторы регионального значения (59–60%).
Среди первой группы факторов есть объективные факторы: рост цен на топливо
(по газу – на 15%) влияет на формирование цены; заниженная в отдельных регионах
на начальном этапе реформирования электроэнергетики тарифная база, и в связи с
этим приведение ее в соответствие даёт мощный всплеск (мы отдельно Вам доложим
потом по Хакасии и Иркутской области, где эта причина является объективной);
инвестиционная надбавка для АЭС и ГЭС; высокие тарифы для вынужденной
генерации; увеличение собственных источников финансирования за счёт тарифа в
инвестиционной программе ФСК и МРСК.
Ну и региональные факторы. В региональных факторах – это рост тарифов
территориальных сетевых организаций, включая холдинг МРСК; рост доли сетевой
составляющей в конечной цене в связи с переходом сетевых организаций на
RAB-регулирование. И по ряду субъектов, конечно, здесь очень серьёзная тревога.
По Омской области услуги региональных сетевых организаций выросли примерно на
108%, по Томской – на 74,2%. Это, я подчёркиваю, сетевые услуги, а ещё не
конечная цена электроэнергии, но это значительный фактор, влияющий на конечную
цену для потребителя. Для Курской – на 54,3%, а цифры, которые Вы, Владимир
Владимирович, назвали, – это уже конечная цена для потребителя электроэнергии.
Но сетевики в этом секторе являются значительным фактором.
Мы предлагаем в отношении факторов роста цен, формируемых на федеральном
уровне в текущем году, – Владимир Владимирович, подчеркиваю: в текущем году, –
и при этом мы исходим из того, что принципы реформирования электроэнергетики не
будут затронуты. Речь идёт об очень выверенной, точной работе по снижению
субъективных факторов на конечную цену для потребителя. В этом году мы
предлагаем не применять индексацию по оплате за мощность на уровень инфляции в
2011 году, но этого мы и не делали, и никогда не говорили, что это наше
обязательство. Подчеркиваю: это решения для текущего года. Предлагаем изменить
порядок расчёта тарифов на мощность для генерации, работающей в вынужденном
режиме (это для той генерации, которая не прошла коммерческого отбора
мощности). Предлагаем произвести снижение целевых инвестиционных средств для
АЭС и ГЭС, имею в виду возможность перераспределения доходов внутри этих
компаний-исполнителей – внутри Росатома и «РусГидро». Для Росатома, например,
от дополнительного эффекта внешнеэкономической деятельности на мировом урановом
рынке – это возможно, по данным Министерства энергетики. Увеличить сглаживание
тарифа для «ФСК ЕЭС» без изменений инвестпрограммы через удлинение, скажем так,
источника финансирования, не на три года, а на пять лет – они получат замещение
в перспективе. И предусмотреть изменения в методологию RAB-регулирования для
МРСК в часть увеличения срока также с трёх до пяти лет, предусмотрев
сглаживание для ограничения роста тарифов сетевых организаций, что позволит
выйти на планку, о которой Вы сказали, – не превышать более 15%.
Таким образом, по первому, по индексации платы за мощность, мы должны
сэкономить 12 млрд. По изменению порядка расчёта тарифа на мощность для
вынужденной генерации – до 7 млрд. По целевым инвестсредствам АЭС и ГЭС – до 15
млрд, по сглаживанию тарифов ОАО «ФСК ЕЭС» – 5 млрд. Более корректный подход к
инвестпрограмме МРСК вместе с территориальными сетевыми организациями даст
эффект 25 млрд. Таким образом, это позволит выйти на те решения, которые Вы
предложили.
Отдельная тема – это анализ факторов роста цен, сформированных на
региональном уровне. Здесь, к сожалению, влияние федерального звена минимально,
в состав региональных энергетических комиссий не входят представители ни
Федеральной антимонопольной службы, ни Совета рынка (Некоммерческое
партнерство «Совет рынка по организации эффективной оптовой и розничной
торговли электрической энергией и мощностью»). И подчас мы сталкиваемся с
тем, что инвестпрограммы, рассчитанные на пять лет, концентрируются в более
коротком периоде – за год пытаются реализовать то, что, конечно, в дальнейшем
экстраполируется на цену для конечного потребителя. Здесь нужно усиливать
координацию. Мы предлагаем закрепить функции по единому целостному мониторингу
цен на электроэнергию за Советом рынка и на ежеквартальных заседаниях
правительственной комиссии по развитию электроэнергетики этот вопрос
дополнительно заслушать.
В.В.Путин: Хорошо. Спасибо. Пожалуйста, уважаемые коллеги
из регионов. Давайте начнём с Тверской области.
Д.В.Зеленин: Уважаемый Владимир Владимирович! На самом деле
тарифы для населения защищены: 9,5% и не выше по всем регионам России, включая
Тверскую область. Но ситуация по другим потребителям, коммерческим, даже хуже,
чем те цифры, которые Вы обозначили. Например, в Западнодвинском районе
платежка за январь – плюс 46%, при этом Андреапольский и соседние районы как
раз были подвергнуты ледяному дождю. Можно себе представить, как воспринимает
малый бизнес такие платежки с такими ценами. Причём платёжки пришли на прошлой
неделе.
Как объясняют энергоснабжающие организации такие цены? Они говорят: «Да
ничего страшного, мы в феврале пересчитаем и уменьшим». И эти платежки,
расчётные счета, приходят в социальные учреждения, малый бизнес,
сельскохозяйственные предприятия. При этом решение Федеральной тарифной службы,
которое состоялось в январе, убрало разрешенное количество часов использования,
что должно было, по идее, привести к снижению тарифа именно для этих небольших
предприятий. А на самом деле этого не произошло. Регулирования в отношении
платежек, к сожалению, у регионов нет. И я предложил бы всё-таки выставление
платежек возложить, например, на Жилищную инспекцию как на контрольный орган,
отвечающий за коммунальное хозяйство в целом.
Второй момент. Если мы говорим про подъём сетевого тарифа, то есть тарифа на
сетевую составляющую в регионах, то она, конечно, составляет не полный тариф, а
меньшую его часть и полномочия регионов здесь не такие большие. Но, к примеру,
когда мы в прошлом году подняли в среднем тарифную составляющую для сетевых
компаний всего лишь на 3,5%, сдерживая тариф, а для МРСК мы подняли на 7,5%, то
это решение было снято…
Продолжение следует
* * *
В.В.Путин: Теперь несколько вопросов хотел бы отметить в
сегодняшней повестке дня.
Первый из них касается Концепции демографической политики России до 2025
года. Сегодня нам предстоит поговорить о наших задачах в этой сфере на
2011−2015 годы.
Если вы помните, Концепция включает в себя 4 этапа. Первый, стартовавший в
2008 году – завершен. И его итоги можно в целом, конечно, нужно считать
позитивными. Тем более, учитывая, насколько глубоким был демографический спад
90−х годов.
Тогда на фоне экономических трудностей, ослабления социальной системы мы
столкнулись с настоящим демографическим кризисом. Впервые после Великой
Отечественной войны смертность населения превысила рождаемость. И, к сожалению,
это была не краткосрочная, а долгосрочная тенденция, справиться с которой было
бы невозможно без целенаправленной государственной политики.
Вы помните, сколько много было дискуссий. Я вчера на встрече с экспертным
сообществом об этом говорил – запускать нам эту программу, не запускать. Много
было скепсиса. В целом мы оказались правы, когда сформулировали основные
положения этой программы и запустили ее в работу. Результат есть. И он
достигнут за счет системной работы в рамках национальных проектов, в каждом из
которых была сильная демографическая составляющая. И, конечно, за счёт
реализации комплексной политики демографического развития.
Начиная с 2006 года, мы последовательно увеличивали инвестиции в социальную
сферу, образование, здравоохранение.
Особое внимание сконцентрировали на вопросах материнства и детства. Прежде
всего, обеспечили материальную поддержку семей с детьми, беременных женщин,
внедрили новые механизмы, такие как рóдовый сертификат, а также материнский
капитал, возможности которого постоянно расширяются, потому что мы, как и
обещали изначально, постоянно индексируем.
Есть определенная помощь молодым семьям по решению жилищных вопросов.
Не так как бы нам хотелось, но все-таки в регионах уделяется внимание
проблеме дошкольных и медицинских учреждений.
За 2006 – 2010 годы благодаря поддержке государства свои жилищные условия
улучшили более 150 тысяч молодых семей. В рамках ФЦП Жилище до 2015 года мы
поможем обзавестись своим домом или квартирой еще 170 тысячам молодых
семей.
Не менее важной задачей было – привлечь внимание общества к ценностям семьи,
материнства и детства, развивать массовый спорт и физическую культуру, в целом,
воспитать у людей, особенно у молодежи, ответственное отношение к своему
здоровью.
Правительство понимает всю сложность, комплексность задач в области
демографии. Здесь важно учитывать все факторы. Именно такой подход был положен
в основу Плана реализации Концепции демографической политики России на
2008−2010 годы. Как я уже сказал, мы эту часть программы завершили.
За этот период нам удалось снизить младенческую смертность почти на 12
процентов. За три года в России родилось более 5 млн. 300 тысяч детей. Причем
ежегодный прирост рождаемости составлял в среднем 35 тысяч детей.
Важным показателем стал рост средней продолжительности жизни. Сегодня она
составляет около 69 лет. Здесь замечу, что в 2005 году, когда мы только начали
разработку нацпроекта Здоровье, этот показатель был 65 лет. С 2005 по 2010
год – увеличение на 4 года. Это хорошо.
Однако события прошлого лета показали, насколько еще неустойчив, хрупок
демографический баланс. Сильная жара и природные пожары спровоцировали резкий
рост смертности. Тем самым обнажив целый ряд болевых точек отечественного
здравоохранения.
Мы должны быть готовы к любым, самым сложным обстоятельствам, в том числе, и
в условиях аномальной погоды.
Сейчас крайне важно сохранить то, что уже наработано, не допустить отката
назад, стабилизировать демографическую ситуацию и заложить устойчивую,
основательную базу для её позитивного развития.
Именно на это нацелен второй этап Концепции демографической политики,
который будет реализован в период с 2011 по 2015 годы.
Главные приоритеты здесь остаются неизменными. Это – повышение рождаемости,
проведение продуманной, взвешенной миграционной политики и, конечно, снижение
уровня смертности, прежде всего, от так называемых, предотвратимых причин.
Так, План предусматривает продолжение федеральной целевой программы по
безопасности дорожного движения на 2013−2020 годы, реализацию мер, направленных
на сокращение случаев производственного травматизма, укрепление системы
профилактики онкологических, сердечно-сосудистых и инфекционных
заболеваний.
Что касается травматизма, несчастных случаев на производстве, особое
значение имеет, конечно, то как мы будем применять выработанный комплекс мер в
том числе и в горно-добывающей промышленности.
Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Сечину), прошу Вас тоже к этому сейчас
вернуться. Вот мы приняли решение, запустили этот механизм и на законодательном
уровне, и на правительственном уровне. Давайте посмотрим как это функционирует.
В ближайшее время соберемся, может быть даже с привлечением соответствующего
профсоюза, и вместе с ними поговорим, как работает предложенный механизм.
Мы продолжим практику материальной поддержки семей с детьми. Речь идет не
только о прямых денежных выплатах, их индексации, но и о расширении возможности
для использования средств материнского капитала, перечня мер социальной
поддержки, в том числе, по жилью.
На ближайшем заседании Правительства будет рассмотрен вопрос о налоговом
стимулировании семей, воспитывающих детей.
На реализацию второго этапа Концепции в федеральном бюджете до 2013 года
предусмотрено свыше 876 млрд. рублей. А общий объем финансирования всего
комплекса мер с 2011 по 2015 год по предварительным подсчетам может составить
порядка 1,5 трлн. рублей.
Реализация второго этапа Концепции должна привести к конкретным результатам.
Прежде всего, мы должны стабилизировать численность населения на планке порядка
143 млн. человек. Для этого необходимо обеспечить все условия для достижения
трёх важнейших целей.
Первая – это рост средней продолжительности жизни в России до 71 года. До 69
лет мы доживаем, теперь нужен следующий этап – 71 год. Эту планку перейти.
Вторая – повышение по сравнению с 2006 годом уровня рождаемости и снижения
уровня смертности населения на 25−30 процентов.
И, наконец, третья – это грамотная, хорошо скоординированная между
ведомствами миграционная политика.
Вопросы демографии по сути своей, отражают качество жизни общества. И они
всегда будут оставаться одним из главных приоритетов в работе
Правительства.
В настоящее время министерства разрабатывают профильные Государственные
программы развития. Хочу обратить ваше внимание, что уже утвержденные
мероприятия и целевые показатели нацпроектов, которые являются основой
реализации планов по демографии, должны сохранить свою целостность, и их
необходимо включить в программы отдельным содержательным разделом.
Хотел бы привлечь ваше внимание, уважаемые коллеги, к еще одному
вопросу.
Сегодня нам предстоит принять ряд решений по оказанию федеральной помощи
регионам, пострадавшим в результате природных бедствий – паводков, ливней,
ураганов.
Из резервного фонда Правительства Республика Тыва, Ставропольский и
Алтайский край, Ленинградская область в общей сложности получат около 95 млн.
рублей.
Средства пойдут на восстановление дорог, объектов социальной инфраструктуры
и жилищно-коммунального хозяйства, жилых домов.
Также 98 государственных жилищных сертификатов получат граждане, лишившиеся
своего жилья в результате ливневых дождей в Ставропольском крае и
Карачаево-Черкесии.
Мы поддерживали и будем поддерживать регионы, конкретных людей, которые
оказались в сложной ситуации, будем использовать для этого и федеральные
возможности.
На что бы я хотел обратить особое внимание? Почему я сейчас об этом
вспомнил? Мы это делаем в дежурном порядке. Почему сейчас сказал об этом? Что
вызывает беспокойство?
Мы только сейчас принимаем решение по выделению поддержки регионам, хотя
стихийные бедствия там произошли еще весной, летом прошлого года. Получается,
что почти год необходимые бумаги ходили по бюрократическим кругам. В регионах
непозволительно медленно готовятся документы, обоснования, сметы на оказание
помощи людям, на проведение ремонта инфраструктуры, необходимой для нормальной
жизни людей.
Но не только регионы здесь несут ответственность, и мы, уважаемые коллеги,
должны действовать гораздо более оперативно. По нашим ведомствам бумаги ходят
неделями, месяцами.
Прошу министерство по чрезвычайным ситуациям совместно с заинтересованными
федеральными ведомствами и соответствующими региональными властями разобраться
в этой ситуации и подготовить доклад в Правительство с выводами и конкретными
предложениями на это счет. Как мы должны должным образом организовать работу
такого рода с тем, чтобы избавить себя и тех, кто нуждается в нашей помощи, от
необходимости ждать пока мы преодолеем эти бюрократические барьеры.
Сергей Кужугетович (обращаясь к С.К.Шойгу), в течение недели
подготовьте такие предложения.
Давайте начнем работать. Слово Голиковой Татьяне Алексеевне по первому
вопросу.