Стенограмма:
А.Новак: Только что у Председателя Правительства Дмитрия Анатольевича Медведева состоялось обсуждение проекта энергетической стратегии на период до 2035 года с участием ведущих нефтяных компаний, федеральных органов исполнительной власти. Я напомню, что предыдущая стратегия была принята в 2009 году на период до 2030 года. Нынешняя корректировка обусловлена тем, что нужно учесть в том числе изменения, происходящие на глобальных мировых рынках энергетики, внутренние вызовы, которые происходят.
Напомню, что за последние несколько лет происходят изменения на рынках, в
том числе и развитие
Решения, которые были приняты в последние годы, отражены в проекте
стратегии. В частности, это налоговый манёвр, это либерализация экспорта
сжиженного природного газа, это вопросы, связанные с развитием электросетевого
комплекса Российской Федерации, вопросы, связанные с импортозамещением и
принятым вектором
В целом стратегия также направлена на инновационное развитие
Также стратегия учитывает необходимость подготовки высококвалифицированных кадров и специалистов, развитие человеческого потенциала. В целом объём инвестиций до 2035 года в проекте стратегии составляет 2,5 трлн долларов.
Сегодня рассматривалось и заложено в проекте два сценария. Один
консервативный, основанный на прогнозе Министерства экономического развития,
уже уточнённом, на ближайшие три года, – с учётом более низких цен, которые
сегодня есть на энергетических рынках, с учётом более консервативного развития
экономики и с учётом санкций, которые сегодня применены в отношении
Второй сценарий – целевой, который взят сегодня за базу для рассмотрения, учитывает рост ВВП на 80% к 2035 году со средними темпами роста 2,7% ежегодно. При этом до 2022 года оба сценария в принципе похожи, начиная с 2022 года в целевом сценарии темпы роста выше, и в последнее десятилетие они составляют 4% валового внутреннего продукта, то есть это более оптимистичный сценарий – с реализацией проектов, с инвестициями в бо́льших объёмах, чем в консервативном сценарии.
Если говорить о параметрах стратегии, здесь я бы назвал основные из них. Что касается добычи нефти, в проекте стратегии в целевом сценарии учтён объём добычи, которого мы сегодня достигли, в размере 525 млн т, сохранение этой полки со структурными изменениями внутри этого объёма, в первую очередь увеличение доли добычи трудноизвлекаемых запасов энергоресурсов и разработка шельфовых месторождений. Общий объём этих энергетических ресурсов увеличится к 2035 году до 25%, то есть четверть добычи будут составлять новые, скажем так, проекты, новые залежи, новые разработки. Причём объём, добыча трудноизвлекаемых запасов будет составлять порядка 80 млн т, на шельфе планируем к 2035 году добывать уже 50 млн т. Для этого в стратегии предусмотрены все необходимые меры, в том числе инновационного развития, внедрение технологий, создание мер государственной поддержки для развития этих направлений. Увеличится коэффициент извлечения нефти (КИН) до 40%, будет увеличена глубина переработки нефти – с сегодняшних 72% до 91% к 2035 году, что позволит нам уменьшить объёмы переработки и существенно увеличит объёмы экспорта. Объёмы экспорта нефти увеличатся с 220 млн до 270 млн, а переработка сократится. При этом объёмы производства ключевых, базовых качественных нефтепродуктов (это бензин и дизтопливо, керосин) будут обеспечиваться в полном объёме для потребностей российской экономики, и в том числе будет увеличен их экспорт на внешние рынки.
Что касается газовой отрасли, здесь предусмотрено в проекте стратегии
увеличение объёмов добычи с сегодняшних 640 млрд кубометров примерно до 805–880
млрд кубометров на период до 2035 года. Будет развиваться нефте- и газохимия,
будут развиваться новые регионы добычи, будет развиваться новая инфраструктура,
которая направлена в том числе
Вопрос: А в тоннах?
А.Новак: Разделите на 1,4. Это 60 млн тонн.
В угольной отрасли планируется увеличение объёма добычи до 435 млн с
сегодняшних 356. На 28% увеличится объём экспорта угля. В основном это также
Что касается электроэнергетики, мы предусматриваем в проекте стратегии
увеличение объёмов производства электроэнергии до 1 трлн 444 млрд кВт/ч с
сегодняшних 1 трлн 56 млрд кВт/ч, то есть рост составит порядка 28–30%, при
этом потребление электроэнергии вырастет на 15%. В общем энергобалансе у нас
изменится структура энергобаланса, увеличится доля газа, в выработке
электроэнергии – доли атомных электростанций и гидроэлектростанций. В
целом также мы планируем увеличить существенно объёмы экспорта электроэнергии
на базе тех угольных месторождений, которые будут разрабатываться, и,
соответственно, возможности переработки в электроэнергии и поставки на внешние
рынки.
Стратегия также предусматривает существенное повышение энергоэффективности в
целом, не только
Вопрос: Вы сказали, что основной сценарий пессимистичный…
А.Новак: Мы сегодня обсуждали в основном целевой сценарий, поскольку
ориентироваться на консервативный никто из присутствующих не предложил. Надо
отметить, что Министерство экономического развития сейчас готовит прогноз
Очень много мы сегодня обсуждали ключевые развилки… То есть вопросы, на которые пока нет ответов и по которым требуется дополнительная проработка. По ряду из них было принято решение сегодня Председателем Правительства. Одна из развилок в нефтяной отрасли касается внедрения налога на финансовый результат – в качестве пилотных проектов. Сегодня Председатель Правительства принял решение о необходимости внесения изменений в законодательство и принятия Правительством Российской Федерации решения о подготовке такого проекта закона, в котором будет отражена необходимость внедрения пилотных проектов на основе налога на финансовый результат. То есть это решение сегодняшнего совещания.
Вопрос: Поддержать законопроект?
А.Новак: Была поддержана позиция компаний, позиция, которая обсуждалась на совещании у Аркадия Владимировича (Дворковича). Дано поручение в течение 10 дней доработать и дать заключение Правительства Российской Федерации.
Вопрос: Сколько проектов вообще..?
А.Новак: Нами предложено 12 проектов, 12 месторождений по трём нефтегазовым компаниям. Мы считаем, что в рамках доработки эта ситуация будет обсуждена вместе с другими нашими коллегами, федеральными органами исполнительной власти. Но в целом принципиально такое решение принято.
Вопрос: Какие три компании?
А.Новак: «Газпромнефть», «Лукойл» и «Сургутнефтегаз», по-моему.
Вопрос: А «Роснефть»?
А.Новак: В этих 12 пилотах я назвал те компании, которые представили
свои
Вопрос: Сценарий, на который мы будем опираться, который рабочий – как в нём отражено влияние санкций на нефтегазовую отрасль? На какой период мы закладываем, что санкции будут, на какой пишем, что их не будет? Это первое. И второй вопрос: будет ли в энергостратегии отражён вопрос о праве независимых производителей газа на экспорт газа?
А.Новак: Начну со второго вопроса. Действительно, это сегодня также обсуждалось в качестве одной из развилок, которые требуют решения, – доступ независимых производителей к экспорту газа либо самостоятельно, либо на базе единой монопольной структуры, которая сегодня существует, и которая фактически исторически сложилась. Здесь были высказаны предложения и за, и против, то есть это требует дополнительной дискуссии и принятия отдельного решения. Думаю, что в Правительстве мы продолжим эту работу.
Вопрос: То есть это не отвергается, такое предложение? По крайней мере оно будет обсуждаться?
А.Новак: Мы эту тему с вами уже давно обсуждали. В принципе позиция Министерства энергетики в этом случае заключается в том, что мы предлагали рассмотреть возможность сохранения существующей монополии по экспорту газа и при этом обеспечить возможность, условно, покупки газа у нефтегазовых компаний, в частности по месторождениям Восточной Сибири, Дальнего Востока, где они не соединены в единую газотранспортную систему, для создания стимула по механизму нетбэка (экспортная цена за вычетом транспортных расходов и пошлин) газа от независимых производителей. Но, повторяюсь, это решение в настоящее время не принято и ещё подлежит дополнительному обсуждению.
Что касается ситуации, связанной со снижением темпов экономического роста,
санкций, это в обоих сценариях учтено, и я в повторяю, что мы ориентируемся на
прогноз
Вопрос: Александр Валентинович, поясните, какой предусмотрен в рамках стратегии рост тарифов на энергоносители для населения?
А.Новак: Тарифы – это не предмет стратегии, и вы не найдёте в стратегии тарифы на конкретные энергоресурсы, имеются в виду внутрироссийские. Для этого существуют Федеральная служба по тарифам, Министерство экономического развития.
Вопрос в другом: о принципиальных подходах. Принципиально мы считаем, это также сегодня обозначалось в рамках стратегии, что должны быть долгосрочные тарифы на электроэнергию, другие регулируемые тарифы, в том числе и в газовой отрасли, то есть где у нас есть регулируемый сектор. К сожалению, сегодня долгосрочность, которая и ранее заявлялась, не выдерживается. Это накладывает некую неопределённость, в том числе для инвестиций, для развития этих отраслей. Поэтому в стратегии будут прописаны стратегические вещи. Долгосрочные тарифы сегодня многие поддержали, и это будет, думаю, отражено в окончательной редакции.
Вопрос: А связь темпов роста тарифов с инфляцией сохранится или изменится как-то?
А.Новак: Мы конкретно сейчас не обсуждали уровень тарифов. Речь шла о
принципиальных моментах, а уже конкретно уровни будут обсуждаться в
Правительстве при формировании прогноза
Я ещё хочу один момент пояснить, что одна из сложностей, неопределённость в
формировании стратегии – это отсутствие сегодня рассмотренного и утверждённого
прогноза
Вопрос: Есть ли вероятность того, что будет подписан контракт по
западному маршруту в Китай 9 мая, и договорились ли стороны по цене? И может
А.Новак: Мы ориентируемся на II квартал, безусловно. Такие у нас были цели поставлены, договорённости, чтобы рассмотреть возможность и ускориться в подписании данного контракта во II квартале. Конечно, реально ситуация будет зависеть от хода переговоров, от договорённостей сторон, в первую очередь между «Газпромом» и коммерческой компанией CNPC китайской.
Вопрос: О чём вы сегодня будете разговаривать с главой «Эксон»?
А.Новак: Понятно, что это крупная энергетическая компания мирового уровня, которая имеет проект в том числе и на российском шельфе, и раньше имела проект. Будем обсуждать вопросы энергетического сотрудничества.