МОСКВА, 23 января (BigpowerNews) - Реализация постановления
правительства, направленного на радикальное сокращение рентабельности сбытовых
компаний, будет означать отказ от реформы электроэнергетики и приведет к
ренационализации отрасли. Следствием этого станет неуправляемый рост тарифов.
Такие выводы сделали специалисты Фонда стратегического развития энергетики «Форсайт» по
итогам проведенного исследования.
Фондом был проведен анализ последствий введения в действие постановления
правительства №877 от 28 ноября 2011 г, изменяющего правила торговли на
розничных рынках электроэнергии, а также готовящихся инициатив по созданию
«федерального Гарантирующего Поставщика» на базе компании «ИнтерРАО» и Единого
Федерального Расчетного Центра для сбытовых компаний.
Выводы Фонда «Форсайт» основаны на следующих предпосылках:
Введение в действие мер по ограничению рентабельности сбытовых компаний
сделает более 50% компаний убыточными и приведет к их банкротству, а для
остальных рентабельность бизнеса будет минимальной.
Бизнес финансово несостоятельных сбытов будет передан сбытовому холдингу
ИнтерРАО, собственники низкорентабельных бизнесов также будут заинтересованы
продать свои сбыты госструктурам, которые будут единственными покупателями на
рынке.
Отмена дифференциации тарифа по числу часов использования приведет к тому,
что крупным потребителям станет выгоднее работать на первом этапе через ГП.
Таким образом, к 2013 -2014 году в руках ИнтерРАО будет
сконцентрировано не менее 70−80% сбытового рынка, то есть произойдет
монополизация рынка в руках госкомпании.
Частные инвесторы в генерации будут иметь на рознице одного контрагента –
ИнтерРАО – обладающего практически неограниченной рыночной силой. Это приведет
к окончательному уходу частных инвесторов и из генерации, в последующем
к 2014−2015 году – это неизбежно приведет к восстановлению РАО ЕЭС.
Аналитики Фонда «Форсайт» считают, что для потребителя это обернется
неконтролируемым ростом тарифов.
Как отмечается в исследовании, в период с 2008 года по 2011 года рост тарифа
происходил исключительно за счет регулируемого государством сектора и повышению
рентабельности госкомпаний:
Рост регулируемых цен на газ
Рост сетевых тарифов
Рост рентабельности РусГидро и Росэнергоатома залинеаризации рынка при
сохранении высокой (нерыночной) платы за мощность в 2007−2010гг.
При этом, указывается в отчете «Форсайта», цена на оптовом рынка отставала
от цен на газ, и активно реагировала на кризис. Рентабельность тепловой
генерации за период реформы снизилась – что видно из динамики
спарк-спрэдов (разница между ценой электроэнергии и стоимостью газа), которые в
реальном выражении снизились за данный период, говорится в документе
.
Одновременно с этим тарифы сетевых компаний выросли за этот же период почти
в 3 раза, что является показательным примером работы регулируемой
государственной структуры.
Управляющий партнер Фонда «Форсайт», бывший вице-президент по стратегии и
развитию ЗАО «КЭС» Андрей Абрамов считает, что «после монополизации розничного
рынка в руках госкомпании после кратковременно снижения цены на 1−3%
потребители получат рост цены и монополию на рынке».
Из доклада также следует, что в дальнейшем принятые меры могут привести к
распаду единой энергосистемы.
«Наряду с высокими розничными ценами, мощным стимулом строить свою генерацию
для потребителя станет отмена новым постановлением дифференциации тарифа по
числу часов использования. После вступления в силу анализируемого Постановления
потребитель получает возможность построить собственный источник, сохраняя
резервирования из сети, но при этом не оплачивая в полном объеме сетевой тариф
и резерв мощности в системе», заключают эксперты.
Аналитики Фонда сравнивают последствия для инвестиционной привлекательности
российской экономики с дефолтом 1998г.
Альтернативой, по мнению Андрея Абрамова, является формирование полноценного
розничного рынка, на котором цену поставщика будет ограничивать конкуренция.
«Государство должно контролировать выполнение им же сформированных правил, и
следить за выполнением антимонопольного законодательства. Гарантирующий
поставщик как субъект несущий социальные обязательства должен остаться
«дорогим» поставщиком (для сбыта это означает плюс 1−2% к цене), как это имеет
место в странах, где реализована модель рынка с участием ГП. Снижение
рентабельности в секторе и интересы потребителя будут обеспечены за счет того,
что у потребителя появится реальный выбор», заключает Абрамов.
Фонд стратегического развития энергетики «Форсайт» компания,
осуществляющая свою профессиональную деятельность в сфере энергетики. Ее
основными компетенциями являются вопросы предложения готовых управленческих
решений, инвестиционной политики, исследования и анализа конъюнктуры рынка,
экспертной оценки и прогноза развития отрасли в ближайшей и долгосрочной
перспективе.