Операторы электрозарядных станций (ЭЗС) обеспокоены их низкой загрузкой из-за медленного роста парка электромобилей. По оценкам участников рынка, средняя загруженность составляет 4,5–6%. Отраслевая ассоциация на этом фоне обратилась в Минэнерго с просьбой разрешить перемещать недозагруженные станции без возвращения субсидий.
МОСКВА, 28 марта (BigpowerNews) Средняя загруженность зарядных станций для
электромобилей составляет 4,5–6%, сообщили опрошенные газетой
«Коммерсант» участники рынка. «Атомэнерго» оценило загрузку ЭЗС по рынку в
5–6%. «У нас есть станции с загрузкой 27%, есть менее 5%. У некоторых станций с
низкой загрузкой срок окупаемости выходит за пределы десяти лет»,— говорят в
компании.
Гендиректор Sitronics Electro Андрей Гурленов сообщил, что загрузка ЭЗС
компании в два раза ниже плановой. О недозагрузке говорит и гендиректор «ЭЗС
РусГидро» Леонид Чурилов.
Заместитель гендиректора по цифровой трансформации «Россетей» Константин
Кравченко в ходе делового завтрака, который прошел в «Коммерсанте» 26 марта,
оценил уровень загрузки ЭЗС компании в 4,5% — примерно час в сутки. Чтобы
станция окупалась по OPEX, должно быть 9% загрузки в сутки, по CAPEX — 30%,
добавил топ-менеджер. Проблема, по его мнению, в нехватке электромобилей. По
данным «Автостата», продажи новых электромобилей в январе—феврале этого года
упали на 63%, до 1,27 тыс. штук, отмечает «Коммерсант».
«Думаю, у всех операторов ситуация приблизительно такая же,— говорит
председатель Ассоциации производителей и операторов электрозарядных станций
(АПОЭ) Армен Сафарян, слова которого приводит газета.— Некоторые региональные
игроки могут иметь лучшую картину, поскольку у них на местах прирост
электротранспорта более динамичен». Удручающей, по его мнению, стала загрузка
ЭЗС на платных автодорогах: с отменой льготы на бесплатный проезд для
электромобилей зарубежного производства объем услуг сократился на 15%.
Росту зарядной инфраструктуры способствовала программа субсидирования
установки ЭЗС, действовавшая в 2022–2024 годы. Максимальная субсидия составляла
60% от стоимости станции, но не более 1,86 млн руб.
В АПОЭ поясняют, что в рамках субсидии у инвестора есть обязательства перед
регионом по обеспечению работоспособности ЭЗС в локации установки в течение
пяти лет. Часть станций, поставленных по программе, недозагружена, но операторы
могут их переместить только с возвратом субсидии. АПОЭ обратилась в Минэнерго с
просьбой скорректировать программу «Развитие энергетики», заявил Армен Сафарян
на деловом завтраке «Коммерсанта». Одно из предложений — разрешить менять
местоположение недозагруженных ЭЗС без возвращения субсидии. По его словам,
когда льготы на технологическое присоединение отменили, а доступные мощности на
150 кВт стало сложнее найти, операторы более профессионально начали
относиться к отбору локаций для ЭЗС. В Минэнерго отказались от
комментариев.
В «Россетях» подтвердили газете факт низкой загрузки ЭЗС, но сообщили, что
не видят потребности в массовом переносе своих станций. «Необходимо продолжать
совершенствовать механизм предоставления госсубсидий операторам станций и
мотивировать участников эффективно размещать ЭЗС изначально за счет более
точечного подхода при определении размера субсидии»,— считают в компании. В
«Атомэнерго» видят выход в предоставлении субсидий, бесплатных парковок и
проезда по платным трассам, целевых программах по оснащению автопарков
электромобилями. Соответствующие предложения компания готовит на базе Центра
электромобильности ассоциации «Цифровая энергетика» и направит в органы
исполнительной власти.
Леонид Чурилов полагает, что необходимо стимулировать покупку электромобилей
физлицами и корпоративными клиентами. Принятые в первом чтении поправки к
закону «О такси», отмечает он, исключают применение электромобилей в такси, а
далее и в каршеринге. «Важно субсидирование не только производителей ЭЗС, но и
операторов»,— отмечает эксперт.
Управляющий директор Punkt E Константин Алябьев говорит, что средние
цифры загрузки ЭЗС по всем регионам пока ниже целевых, но с ростом
инфраструктуры начинается рост парка электромобилей, что загружает станции. По
его словам, уже десятки ЭЗС компании превысили целевой уровень загрузки в 30%,
пишет «Коммерсант».