МОСКВА, 23 сентября (BigpowerNews) Минэкономразвития РФ выбрало в качестве
основного варианта для разработки параметров федерального бюджета на 2011−2013
гг умеренно-оптимистичный вариант 2b прогноза социально-экономического
развития, являющийся инвестиционно обусловленным. Рост ВВП России в 2010−2013
гг по этому варианту прогнозируется на уровне 3,9−4,5%. Об этом говорится в
материалах к сегодняшнему заседанию правительства РФ.
В умеренно-оптимистичном варианте в 2011 г предполагаются значительные
объемы инвестиций компаний ТЭК. При общей социальной направленности расходов
федерального бюджета предусматривается рост расходов на программы развития
высокотехнологичного комплекса, жилищного строительства, здравоохранения.
Возобновится рост банковского кредитования. Предполагается относительное
повышение конкурентоспособности бизнеса. Рост импорта будет опережать
наращивание внутреннего спроса, однако эта разница будет снижаться. Темпы роста
реальной зарплаты будут сопоставимы с ростом производительности труда, передает
ПРАЙМ-ТАСС.
Минэкономразвития РФ осуществляло разработку прогноза
социально-экономического развития РФ и параметров прогноза на период до 2013 г
на вариантной основе в составе двух базовых (варианты 2b и 1b) и двух
дополнительных (варианты 1а и 2с) вариантов.
Базовые варианты прогноза базируются на относительно консервативных оценках
внешних условий: устойчивое восстановление мировой экономики и умеренный рост
цен на нефть Urals до 78−79 долл за баррель в 2012−2013 гг.
Консервативный вариант 1b отражает развитие экономики в условиях реализации
рисков, связанных с медленным восстановлением кредитной активности, низкой
инвестиционной активностью на фоне снижения конкурентоспособности при
возрастании налоговой нагрузки и стагнации государственного спроса. Годовые
темпы роста экономики в 2011−2013 гг оцениваются на уровне 3−3,5%.
Дополнительно проработаны варианты с различной динамикой цен на нефть и
темпов роста мировой экономики.
Вариант 1а разработан в условиях замедления в 2011 г выхода мировой
экономики из кризиса (в т.ч. и временной паузы роста американской экономики) и
снижения цены на нефть Urals в 2011 г до 65−68 долл за баррель и в 2013 г до
60 долл за баррель. Адаптация российской экономики к такому пессимистическому
сценарию потребует значительного снижения курса рубля и будет связана с
замедлением темпов роста российской экономики до 2,2−2,9%.
Вариант 2с отражает более оптимистичную гипотезу выхода мировой экономики из
кризиса, относительно высокий уровень спроса на энергоносители и восстановление
положительной тенденции роста цен на нефть до 85 долл за баррель в 2012 г и до
90 долл за баррель в 2013 г. В этих условиях темп роста российской экономики
повышается дополнительно на 0,3−0,4%ентных пункта.
Социально-экономическая политика правительства РФ на среднесрочную
перспективу 2011−2013 гг перенесет акценты с мер, нацеленных на
антикризисную поддержку отраслей, предприятий и населения, на меры
стратегического характера, зафиксированные в концепции долгосрочного
социально-экономического развития РФ на период до 2020 г и основных
направлениях деятельности правительства РФ на период до 2012 г.
Основные усилия правительства РФ сосредоточатся на следующих приоритетах
социально-экономической политики, реализация которых будет обеспечена
необходимыми бюджетными расходами:
социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал: расходы
федерального бюджета на эти цели в прогнозный период составят в среднем 10,1
проц ВВП или около 50% расходов федерального бюджета;
обеспечение инновационного развития и поддержка высокотехнологичных
секторов экономики; «инновационные расходы» федерального бюджета в прогнозный
период, по оценке Минэкономразвития, составят в среднем около 4,5−5,2% всех
расходов бюджета или около 0,9−1,1% ВВП. При сохранении расходов на поддержку
науки будут расти расходы на поддержку высокотехнологичных секторов
экономики;
диверсификация экономики и развитие инфраструктуры; расходы федерального
бюджета на модернизацию транспортной инфраструктуры составят в среднем около
3,7−4,7% всех расходов бюджета или около 0,8−0,9% ВВП в 2011−2013 гг. В
условиях кризиса государство было вынуждено сократить расходы на модернизацию
транспортной инфраструктуры, и в связи с жесткими бюджетными ограничениями
такая ситуация сохранится как минимум до 2012 г. В то же время транспортная
инфраструктура остается в списке важнейших приоритетов и, начиная с 2013 г,
расходы на нее будут увеличиваться. Расходы федерального бюджета на
стимулирование диверсификации и поддержка отраслей, по оценке
Минэкономразвития, составят в среднем 1,1−1,3% ВВП или около 5,5−6,7% расходов
бюджета, при этом по мере минимизации последствий кризиса общий уровень
поддержки будет снижаться, а сами расходы переориентируются на стимулирование
реализации модернизационных программ;
обеспечение обороны и безопасности; расходы федерального бюджета по 2 и 3
разделу классификации расходов федерального бюджета составят в среднем 5,1−5,4
проц ВВП в 2011−2013 гг. При этом предполагается достаточно быстрое наращивание
расходов в этой сфере с учетом необходимости масштабного перевооружения,
увеличения закупок современного вооружения и военной техники, модернизации
армии, перехода к новому облику вооруженных сил. Кроме того, с 2012 га
предполагается осуществить реформу денежного довольствия;
сбалансированное региональное развитие; при этом поддержка регионального
развития будет постепенно снижаться и в среднем за прогнозный период составит
около 1,5% ВВП, что обусловлено улучшением финансового состояния регионов,
восстановления экономического роста;
совершенствование бизнес-среды, поддержка малого бизнеса; на эти цели
будет направлено в среднем около 0,2% расходов федерального бюджета в 2012 г.
При этом общие расходы на поддержку малого бизнеса будут динамично расти с
учетом наращивания финансирования в рамках иных квазибюджетных механизмов, в
первую очередь Внешэкономбанка.
В то же время в течение 2011−2012 гг предполагается общее уменьшение
расходов федерального бюджета по отношению к ВВП, при этом они будут расти в
номинальном выражении. На прежнем уровне в реальном выражении останутся расходы
на обеспечение нового качества жизни, относительно вырастут инновационные
расходы /включая расходы на поддержку высокотехнологичных секторов экономики/ и
расходы на обеспечение обороны и безопасности. Снизятся расходы на поддержку
традиционных секторов экономики и регионального развития, что обусловлено
завершением антикризисных мер поддержки и выходом на траекторию устойчивого
экономического роста.
Общее снижение объемов финансирования приоритетов социально-экономической
политики по сравнению с ранее запланированными в концепции долгосрочного
социально-экономического развития на период до 2020 г цифрами, с одной стороны,
означает необходимость переноса акцента с мер финансовой поддержки на меры по
совершенствованию институциональных условий экономической деятельности. С
другой стороны, это означает необходимость кардинального повышения
эффективности расходования бюджетных средств, необходимых для достижения целей
политики. Для этого, в том числе, будут реализовываться меры, предусмотренные
утвержденной концепцией повышения эффективности бюджетных расходов, в
частности, ключевая мера переход, начиная с 2012 г, к формированию бюджета на
программной основе.
Государственные программы будут охватывать все ключевые цели и задачи
социально-экономической политики и, одновременно, включать большую часть до
90% расходов федерального бюджета.
Деятельность правительства РФ по обозначенным приоритетам будет включать
следующие основные направления.
В части социального развития и инвестиций в человеческий капитал:
поддержание в реальном выражении достигнутого уровня оплаты труда в
бюджетной сфере, рост пенсионного и социального обеспечения, повышение
адресности социальных выплат;
стабилизация ситуации на рынке труда. Сокращение мероприятий антикризисной
поддержки, перенос акцента на реализацию мер по стимулированию трудовой
мобильности населения, по профессиональной подготовке и переподготовке кадров,
созданию новых рабочих мест, отвечающих требованиям инновационной экономики.
Будут также реализовываться меры, направленные на упрощение привлечения в РФ
высококвалифицированных иностранных специалистов, либерализацию условий их
пребывания и осуществления трудовой деятельности в РФ;
развитие системы здравоохранения путем реформирования системы
обязательного медицинского страхования, введения институтов страхования
ответственности медицинских работников и защиты прав пациентов, модернизации
используемого оборудования и технологий, формирования сети современных центров
высоких медицинских технологий, а также перинатальных центров, продолжения
реструктуризации учреждений здравоохранения, развития стационарозамещающих
медицинских технологий, использования механизмов государственно-частного
партнерства в здравоохранении, увеличения доли медицинских учреждений новых
организационно-правовых форм, в том числе в форме автономных учреждений;
развитие системы открытости образования к внешним запросам, применение
проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно
реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной
поддержки и комплексный характер принимаемых решений;
продолжение политики стимулирования жилищного строительства, в первую
очередь строительства комфортного жилья эконом-класса и малоэтажного жилищного
строительства, восстановление снизившихся в условиях кризиса темпов роста
покупок жилья на условиях ипотеки.
На инновационное развитие и поддержку высокотехнологичных секторов экономики
направлены:
сохранение достигнутого уровня поддержки фундаментальной науки, в том
числе Российской Академии наук и государственных фондов, повышение
результативности научных исследований, внедрение системы комплексной оценки
научных организаций, модернизация материально-технической базы науки;
развитие прикладной науки, включая господдержку науки через систему
грантов, реализацию ФЦП, способствующих развитию науки и технологий,
формирование национальных исследовательских центров /НИЦ/ в ключевых областях
исследований и разработок;
развитие исследовательского потенциала высшего образования, стимулирование
кооперации вузов и предприятий, привлечение ведущих мировых ученых к реализации
научных проектов в России, развитие инновационной инфраструктуры вузов;
расширение направлений деятельности Фонда содействия развитию малых форм
предприятий в научно-технической сфере и поддержка малого инновационного
бизнеса через софинансирование региональных программ поддержки малого бизнеса;
поддержка развития высокотехнологичных отраслей: космический комплекс, атомный
энергетический, радиоэлектронный, оборонно-промышленный комплексы, авиа- и
судостроение;
стимулирование инновационной активности бизнеса, в том числе через
вовлечение участия компаний в создание и деятельность технологических платформ,
через формирование компаниями с государственным участием программ
инновационного развития;
поддержка региональных проектов создания инновационных кластеров или
региональных инновационных комплексов;
формирование центра исследований и разработок в Сколково с привлечением к
его работе ведущих российских инновационных вузов, а также ведущих российских и
зарубежных высокотехнологичных компаний по приоритетным технологическим
направлениям;
формирование информационного общества, снятие информационных барьеров.
В целях диверсификации экономики, развития инфраструктуры предусмотрены:
содержание и развитие транспортной инфраструктуры: наземной, водной и
воздушной, повышение безопасности транспорта, расходы на поддержку
железнодорожных и воздушных перевозок. При этом в ближайшие годы объем
инвестиций в транспортный комплекс в условиях жестких бюджетных ограничений и
высоких социальных расходов будет несколько снижен, но начиная с 2013 г,
расходы будут последовательно наращиваться, в том числе через механизмы
создаваемого дорожного фонда, через расширение строительства платных
автодорог;
модернизация агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов
(продовольственного комплекса);
расширение поддержки несырьевого экспорта;
повышение конкурентоспособности базовых традиционных отраслей: автомобиле-
и сельхозмашиностроения, поддержка развития системообразующих предприятий через
задействование механизмов поддержки реализации (в том числе через
государственные гарантии и субсидирование%ентных ставок) крупных инвестиционных
проектов в этих секторах, через господдержку спроса (включая программу
утилизации подержанных автотранспортных средств);
развитие минерально-сырьевой базы, развитие лесопромышленного
комплекса;
модернизация легкой промышленности.
В целях повышения обороноспособности и безопасности запланированы
обеспечение закупок систем вооружения, военной и специальной техники;
реализация ФЦП в сфере обороны и безопасности. В 2011−2013 гг предполагается
сравнительно быстрое наращивание государственных расходов на оборону и
безопасность с учетом необходимости глубокой модернизации
оборонно-промышленного комплекса, наращивания производства и поставок
современного вооружения и военной техники для переоснащения армии в рамках
перехода к новому облику армии.
На сбалансированное региональное развитие направлены: дотации региональным
бюджетам на выравнивание и другие трансферты, не связанные с решением
социальных вопросов; ФЦП регионального развития; подготовка проведения
общенациональных мероприятий: программа строительства олимпийских объектов и
развития Сочи, подготовка саммита АТЭС во Владивостоке, Универсиады в Казани,
включая финансирование развития соответствующего транспортного комплекса.
Будет активно поддерживаться развитие малого и среднего бизнеса, в том числе
через сохранение объемов финансирования программы поддержки малого бизнеса и
через масштабирование соответствующих программ Внешэкономбанка.
Кроме того, необходимо активизировать институциональные преобразования,
обеспечивающие переход экономики на инновационный тип развития в соответствии с
концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020
г и основными направлениями деятельности правительства РФ на период до 2012
г.
В прогнозный период будет последовательно обеспечиваться развитие рыночных
институтов, развитие конкуренции, совершенствование корпоративного управления,
развитие финансовых рынков, банковского и страхового секторов, повышение
качества государственного управления и механизмов регулирования экономической
деятельности.
Важной задачей является продолжение реформирования системы государственного
управления в рамках реализации федеральной программы «Реформирование и развитие
системы государственной службы Российской Федерации (2009−2013 годы)», а также
улучшение качества правосудия и повышения уровня судебной защиты в рамках
реализации федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на
2007−2011 годы».
Остается актуальной задача повышения эффективности управления федеральным
имуществом, приватизации и формирования интегрированных структур, а также
совершенствование механизмов управления находящимися в федеральной
собственности акциями и объектами недвижимости, в том числе земельными
участками. При этом в 2011−2013 гг будут значительно увеличены темпы
приватизации в целях последовательного сокращения государственного сектора
экономики.
Совершенствование механизмов госрегулирования в экономике будет
осуществляться по следующим направлениям.
1. Модернизация корпоративного законодательства и совершенствования системы
корпоративного управления в 2011−2013 гг, включая развитие механизмов защиты
прав собственности акционеров и инвесторов, повышение эффективности
организационно-правовых форм юридических лиц, структуры и организации органов
управления компании, реорганизации и функционирования интегрированных
бизнес-структур, совершенствование нормативных правовых актов в сфере
законодательства о несостоятельности (банкротстве).
2. Улучшение конкурентной среды, совершенствование антимонопольного
регулирования, реализация мер развития конкуренции в отдельных отраслях будут
осуществляться в рамках программы развития конкуренции в РФ.
3. Совершенствование регулирования субъектов естественных монополий.
4. Повышение эффективности работы особых экономических зон, включая
совершенствование системы законодательства в области ОЭЗ, направленной на
создание более комфортной финансовой среды для резидентов российских ОЭЗ и
активизацию их инвестиционной активности, а также создание всей необходимой
инфраструктуры для их эффективного функционирования.
Одним из приоритетов в развитии фондового рынка в России в 2011−2013 гг
станет создание международного финансового центра.
Совершенствование банковской системы и банковского надзора будет
осуществляться в соответствии с разрабатываемой стратегией развития банковского
сектора РФ на период до 2020 г по следующим направлениям:
обеспечение открытости и прозрачности деятельности кредитных
организаций;
упрощение и удешевление процедур реорганизации;
оптимизация условий для развития сети банковского обслуживания населения,
субъектов среднего и малого бизнеса;
развитие системы микрофинансирования.
В рамках развития страхового сектора будет организована работа по выполнению
мероприятий, предусмотренных стратегией развития страховой деятельности в РФ на
среднесрочную перспективу, включая совершенствование подходов к регулированию
отношений в сфере обязательного страхования; определение механизмов
взаимодействия государства и страховых организаций в целях возмещения ущерба;
защиту прав потребителей страховых услуг; совершенствование отчетности,
повышение эффективности управления рисками, совершенствование процедур
страхового надзора.