МОСКВА, 14 апреля (BigpowerNews) Глава Федеральной антимонопольной службы
(ФАС) России Игорь Артемьев считает, что цены на дизельное топливо в РФ
остаются по-прежнему высокими, несмотря на понижение в феврале-марте.
ФАС в начале февраля возбудила «третью волну» антимонопольных дел против
нефтяных компаний. По мнению ведомства, «Роснефть», ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть»
устанавливали и поддерживали монопольно высокие цены, изымали дизтопливо из
обращения, создавали дискриминационные условия при поставках товара сторонним
компаниям. ФАС также пригрозила, что может возбудить аналогичные дела против
ОАО «ТНК-ВР», ОАО «Сургутнефтегаз» и ОАО «АНК Башнефть.
В конце декабря 2010 года ФАС по результатам предварительного анализа направила
письма нефтяным компаниям с требованием разъяснить причины роста цен на
топливо. Однако рост цен продолжился, и с октября 2010 года по конец января
2011 года составил 53% на зимнее дизельное топливо. Цены на авиакеросин за это
же время выросли более чем на 30%.
В феврале, по данным Росстата, нефтяные компании снизили свои цены на бензин на
1,5%, в марте на 0,8%. Сами нефтяники утверждали, что дизтопливо и бензин в
среднем у них подешевели на 4−5%.
Цены сейчас на бензин примерно соответствуют мировым, а по дизельному топливу
они по-прежнему выше, чем они должны быть в России, сказал Артемьев в среду
в интервью радиостанции Эхо Москвы, передает РИА Новости.
Артемьев отметил, что искусственное завышение цен на данный нефтепродукт
компании объяснили своим участием в так называемой программе содействия
сельскому хозяйству.
Они согласились с установками правительства и взяли на себя обязательство, что
будут торговать в период посевной компании по ценам ноября прошлого года минус
10 процентов. Поскольку в основном это дизельное топливо, они говорят, что тем
самым они компенсируют эти издержки, сказал он.
Глава ФАС добавил, что дела в отношении большой тройки нефтяных компаний еще
не закончены.
В силу совершенно непонятных причин дизельное топливо стало стоить по всей
стране больше, чем 95−ый бензин. Это полный абсурд и наглость, когда компании
вывели в ремонт свои заводы, совершенно искусственным образом создали дефицит
на рынке, тем самым вызвали сумасшедший рост цен дизельного топлива у самих же
себя и еще приходили к ФАС и говорили, что все нормально, отметил он,
добавив, что данные компании будут оштрафованы за это снова.
Артемьев напомнил, что ФАС также инициировала более 40 дел в российских
регионах, чтобы призвать к порядку областных нефтяных монополистов, как
правило, дочки больших компаний, и сбить цены на дизельное топливо в
регионах.
Сегодня я могу ответственно сказать, что касается бензина цены соответствуют
мировым сегодня в наших регионах. Что касается дизельного топлива пока нет.
Но мы
еще сделаем по этому поводу специальные выводы, просто сопоставив две
цифры между собой, заключил он.
Общая сумма штрафов, наложенных на нефтяные компании в рамках двух волн
антимонопольных дел в 2008−2009 годы, составляла примерно 26 миллиардов рублей,
причем в рамках второй волны дел санкции были жестче. Однако позднее
ведомство заключило несколько мировых соглашений с нефтяными компаниями, снизив
свои претензии до 15 миллиардов рублей.