МОСКВА, 1 июня (BigpowerNews) Госдума на пленарном заседании во
вторник приняла в первом чтении проект закона «О внесении изменений в
Федеральный закон Об электроэнергетике.
Законопроект, внесенный депутатами Госдумы Юрием Липатовым (председатель
комитета Госдумы по энергетике), Валентином Друсиновым и членом Совета
Федерации Валентином Межевичем.
Как уже сообщал BigpowerNews, направлен на совершенствование
государственного регулирования в сфере ценообразования на электрическую энергию
и работы организаций технологической и коммерческой инфраструктуры оптового
рынка электрической энергии (мощности).
Законопроектом вносятся изменения в 8 статей закона Об электроэнергетике,
регламентирующих вопросы: расчета цен на электрическую энергию и мощность
коммерческим оператором оптового рынка; существления расчетов на оптовом рынке;
взаимодействия организации по управлению Единой национальной электрической
сетью (ЕНЭС) с владельцами объектов ЕНЭС.
Законопроектом уточняется порядок определения цены по договорам о порядке
использования объектов (ЕНЭС) и устанавливается преимущественное право выкупа
организацией по управлению ЕНЭС (ОАО ФСК ЕЭС) выставляемых на продажу
объектов электросетевого хозяйства, относящихся к ЕНЭС. Депутаты считают, что
данная норма нуждается в уточнение, поскольку ограничение конкуренции при смене
владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, может снизить
эффективность и качество эксплуатации таких объектов, что приведет к снижению
надежности энергоснабжения, увеличению потерь и росту стоимости электрической
энергии.
Законопроект предусматривает возмещение расходов ОАО ФСК ЕЭС по
реконструкции объектов ЕНЭС, которые находятся у организации по управлению ЕНЭС
по договорам использования таких объектов с иными владельцами объектов ЕНЭС,
что требует дополнительного обоснования.
Законопроект устанавливает обязательность покупки (продажи) электрической
энергии (мощности) в ценовых зонах оптового рынка в объемах, обеспечивающих
поставку электрической энергии (мощности) между ценовыми и неценовыми зонами
оптового рынка по регулируемым ценам (тарифам). Комитет по энергетике считает,
что введение данной нормы противоречит принципам ликвидации перекрестного
субсидирования и стимулирует в данном случае возникновение межтерриториального
перекрестного субсидирования.
В целях обеспечения надежного функционирования ЕЭС России комитет по
энергетике предлагает при доработке законопроекта во втором чтении дополнить
его положением, наделяющим правительство РФ или уполномоченный им федеральный
орган исполнительной власти правом утверждения технологических правил работы
энергетических систем, правил устройства и эксплуатации объектов
электроэнергетики и государственного контроля за соблюдением данных требований.
В целях обеспечения защиты интересов потребителей электроэнергии субъектов
малого и среднего предпринимательства предлагается дополнить законопроект
положениями, предусматривающими изменения количественного состава
наблюдательного совета некоммерческого партнерства Совет рынка и обязательное
включение данных субъектов в состав наблюдательного совета.
Законопроект устанавливает основные требования к основаниям и порядку
расчета цен на электрическую энергию и мощность коммерческим оператором
оптового рынка электрической энергии и мощности. Данные цены рассчитываются
коммерческим оператором, исходя из тех сведений об объемах производства и
потребления электрической энергии (мощности), которыми он располагает на момент
осуществления расчета цены, т.е. в текущем для коммерческого оператора,
продавцов и покупателей расчетном периоде.
При расчете текущей цены на электрическую энергию и мощность коммерческим
оператором могут использоваться сведения за предыдущие периоды (но не более,
чем за 3 года) об обстоятельствах, имеющих существенное значение для расчета
цены и ставшие известными коммерческому оператору только в текущем периоде.
Законопроект устанавливает запрет на изменение (перерасчет) цены покупки
(продажи) и стоимости электрической энергии и мощности, проданных или купленных
субъектом оптового рынка в прошлых расчетных периодах.
Законопроект наделяет ФСТ России полномочием по установлению цен (тарифов)
на электрическую энергию (мощность, продаваемую (приобретаемую) на оптовом
рынке в целях технологического обеспечения совместной работы ЕЭС России и
электроэнергетических систем иностранных государств.
Из действующей редакции закона исключается норма, обязывающая коммерческого
оператора оптового рынка публиковать информацию о результатах торговли.
Представляя законопроект в Госдуме Ю.Липатов в своем выступлении
отметил: «По мнению Комитета [ред. -по энергетике], законопроект нуждается
в доработке по следующим основаниям.
Законопроектом предлагается уточнение порядка определения цены
по договорам о порядке использования объектов ЕНЭС и установление
преимущественного права выкупа организацией по управлению ЕНЭС
выставляемых на продажу объектов электросетевого хозяйства, относящихся
к Единой национальной электрической сети.
Представляется, что предлагаемая норма нуждается в уточнении как момента,
с которого может быть реализовано право продажи собственника или иного
владельца объекта электросетевого хозяйства любому лицу (в случае отказа
приобрести такой объект организацией по управлению ЕНЭС), так и цены
реализации такого объекта третьему лицу. По мнению Комитета такой объект
может быть продан третьему лицу на тех же условиях, на которых
его отказалась приобрести организация по управлению Единой национальной
электрической сетью.
Законопроектом предусматривается возмещение расходов ОАО „ФСК ЕЭС“ по
реконструкции объектов ЕНЭС, которые находятся у организации
по управлению Единой национальной электрической сетью по договорам
использования таких объектов с иными владельцами объектов ЕНЭС. Однако
учитывая отсутствие государственного контроля за величиной расходов
на реконструкцию объектов ЕНЭС, компенсируемых в рамках договорных
обязательств при использовании указанных объектов, введение данной нормы,
по мнению Комитета, может быть осуществлено только при условии обеспечения
государственного контроля..
Законопроектом предлагается введение обязательности покупки (продажи)
электрической энергии (мощности) в ценовых зонах оптового рынка в объемах,
обеспечивающих поставку электрической энергии (мощности) между ценовыми
и неценовыми зонами оптового рынка по регулируемым ценам (тарифам).
Представляется, что введение данной нормы противоречит принципам ликвидации
перекрестного субсидирования и стимулирует в данном случае
возникновение межтерриториального перекрестного субсидирования.
В целях обеспечения надежного функционирования Единой энергетической
системы Комитетом предлагается дополнить представленный законопроект
положением, наделяющим Правительство РФ или уполномоченный
им федеральный орган исполнительной власти правом утверждения
технологических правил работы энергетических систем, правил устройства
и эксплуатации объектов электроэнергетики и государственного контроля
за соблюдением указанных требований.
В целях обеспечения защиты интересов потребителей электроэнергии —
субъектов малого и среднего предпринимательства предлагается дополнить
законопроект положениями, предусматривающим изменения количественного состава
наблюдательного совета некоммерческого партнерства „Совет рынка“ и обязательное
включение указанных субъектов в состав наблюдательного совета».
«Все вышеуказанные замечания и предложения Комитета по энергетике
могут быть учтены при подготовке представленного законопроекта ко второму
чтению. Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует принять
проект федерального закона № 497896−5 » О внесении изменений
в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в первом чтении»,
резюмировал Ю.Липатов.