I. Корректировка Энергетической стратегии России на период до 2030 года с пролонгацией до 2035 года.
Описание задачи:
Формирование стратегических приоритетов для топливно-энергетического сектора Российской Федерации с учетом внутренних и внешних вызовов.
Ожидаемый стратегический эффект:
Создание инновационного и эффективного энергетического сектора страны для обеспечения устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения и содействия укреплению внешнеэкономических позиций.
Текущий статус задачи:
Энергетическая стратегия ключевой стратегический документ для Российской Федерации. Ее задачей является определение основных приоритетов отраслевого развития, направлений инвестиционной активности и обозначение основных вызовов на внешних и внутренних рынках топливно-энергетического комплекса.
Положения действующей Энергетической стратегии до 2030 года, принятой в 2008−2009 годах., адекватно отражали задачи и ход посткризисного развития энергетики и экономики. Однако появились качественно новые вызовы, требующие существенной корректировки данного документа, а точнее формирования его новой редакции с ее пролонгацией на период до 2035 года.
Основными приоритетными направлениями новой редакции Энергетической стратегии России являются:
обеспечение внутренней потребности рынка в топливно-энергетических ресурсах при повышении доступности и качества энергетических товаров и услуг;
опережающий рост внутреннего потребления энергетических ресурсов по отношению к экспорту;
сохранение лидирующих позиций России в экспорте энергоресурсов.
В феврале текущего года первая редакция Энергетической стратегии России на период до 2035 года (далее – ЭС-2035) была направлена на рассмотрение в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. В работе над документом приняли активное участие Минприроды России, Минэкономразвития России, МИД России, Минтранс России, ГК «Росатом».
Следующим этапом стало обсуждение документа на заседании Общественного совета при Минэнерго России. В целях проведения качественной экспертной дискуссии по доработке проекта ЭС-2035 было принято решение продолжить обсуждение и корректировку документа в рамках 6 отраслевых рабочих групп.
По результатам обсуждения в профильных рабочих группах Общественного совета Минэнерго России проект ЭС-2035 будет представлен на заключение в Экспертный совет Правительства Российской Федерации.
II. Повышение эффективности электросетевого комплекса.
Описание задачи:
Создание экономических стимулов для повышения эффективности сетевых организаций, обеспечение условий для реализации стабильной тарифной политики и привлечения инвестиций в электросетевой комплекс.
Ожидаемый стратегический эффект:
Организация максимально эффективной и соответствующей мировым стандартам сетевой инфраструктуры для долгосрочного обеспечения российских потребителей надежным качественным и доступным энергоснабжением с учетом приемлемого уровня затрат на электрическую энергию для российской экономики; привлечение нового капитала в электросетевой комплекс в объеме, достаточном для модернизации и реконструкции электрических сетей и для обеспечения надежности электроснабжения.
Текущий статус задачи:
В 2014 году планируется продолжить реализацию Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013года № 511−р, (далее – Стратегия), в числе основных приоритетов которой:
переход к регулированию цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на основе таких параметров, как надежность и качество обслуживания потребителей, эффективность операционной и инвестиционной деятельности электросетевых организаций;
совершенствование процедуры и повышение прозрачности формирования инвестиционных программ электросетевых организаций;
ограничение деятельности неквалифицированных территориальных сетевых организаций и консолидация сетевых компаний путем установления критериев соответствия территориальным сетевым организациям;
поэтапное привлечение частных инвесторов в распределительный электросетевой комплекс Российской Федерации;
решение проблемы перекрестного субсидирования, в том числе участие в разработке мероприятий и графика по его поэтапному снижению.
Для решения указанных задач в 2014 году планируется разработать ряд нормативных правовых актов.
1) В целях ограничения деятельности и сокращения неквалифицированных территориальных сетевых организаций Минэнерго России разработало и проводит процедуру согласования проекта постановления Правительства Российской Федерации. Документ регламентирует минимальные технические, количественные и качественные требования к собственникам и иным законным владельцам объектов электросетевого хозяйства для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также порядка отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. Таким образом планируется сформировать нормативную правовую базу, которая позволит сократить количество неквалифицированных территориальных сетевых организаций на 50% к 2017 году относительно уровня 2012 года и на 50% к 2030 году относительно уровня 2017 года.
2) Для решения проблемы перекрестного субсидирования Минэнерго России совместно с ФСТ России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовило предложения по установлению объемов перекрестного субсидирования по субъектам РФ и принципов его распределения. В настоящее время данные предложения находятся на рассмотрении в Правительстве. Следующим шагом станет разработка графика поэтапного снижения величины перекрестного субсидирования.
3) Для решения задачи по снижению тарифной нагрузки на региональных потребителей Минэнерго было разработано Постановление Правительства Российской Федерации, направленное на исключение затрат моносетевых организаций из котловой валовой выручки. Документ вступил в силу в марте текущего года, в настоящее время продолжается работа по его реализации.
4) В части повышения эффективности операционной и инвестиционной деятельности электросетевых организаций в 2014 году организованы мероприятия по разработке директив, предусматривающих следующие указания компаниям с государственным участием:
сокращение закупочных цен по 100 наиболее существенным позициям не менее чем на 10% в сравнении с номинальными ценами 2013 года;
сокращение инвестиционных затрат не менее чем на 10% от полной стоимости инвестиционных проектов, предусмотренной инвестиционной программой на 2013 год;
сокращение административных и управленческих расходов не менее, чем на 15% от их фактической величины в 2013 году.
5) В рамках реализации механизма общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий Минэнерго России подготовлены изменения в нормативно-правовую базу для создания Совета потребителей при Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики. В Правительство Российской Федерации направлены предложения по его составу. Деятельность Совета нацелена на повышение инвестиционной эффективности и прозрачности компаний электросетевого комплекса.
6) В 2014 году Минэнерго России планирует продолжить работу по реализации плана мероприятий «Дорожной карты» «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года № 1144−р (далее – Дорожная карта).
В настоящее время в рамках Дорожной карты уже достигнуты следующие показатели:
срок технологического присоединения сократился до 135 дней в случае, если не требуется развитие (реконструкция или строительство) существующих объектов электросетевого хозяйства;
срок технологического присоединения сократился до 195 дней, если такое развитие (реконструкция или строительство) требуется.
В 2014 году планируется сократить количество этапов технологического присоединения с 5 до 4.
Наиболее перспективным способом дальнейшего уменьшения сроков технологического присоединения представляется сокращение сроков получения исходно-разрешительной документации для строительства сетевых объектов. В 2014 году Минэнерго России будут предприниматься меры по внесению необходимых изменений в нормативные акты, регулирующие соответствующе сферы деятельности.
III. Переход к новой модели регулирования рынка теплоснабжения.
Описание задачи:
В целях развития конкурентной среды и привлечения инвестиций в отрасль создать нормативную базу для функционирования новой модели регулирования в сфере теплоснабжения, основанной на принципах «альтернативной котельной».
Ожидаемый стратегический эффект:
Повышение инвестиционной привлекательности теплоснабжающих организаций в регионах России позволит обновить основные производственные фонды и в среднесрочной перспективе снизить издержки по производству тепла, повысить надежность теплоснабжения, а также улучшить клиентоориентированность единых теплоснабжающих организаций, в том числе за счет повышения ответственности бизнеса перед потребителями.
Текущий статус задачи:
В декабре 2013 года Правительственной комиссией по вопросам развития электроэнергетики была одобрена новая система отношений на рынке тепла, основанная на принципах «альтернативной котельной». Этот принцип ограничивает тариф на производство и передачу теплоэнергии предельной величиной — наименьшей ценой, при которой окупается проект строительства новой котельной, замещающей теплоснабжение от центральных источников. Для оптимизации издержек планируется создание в каждой системе централизованного теплоснабжения единой теплоснабжающей организации (ЕТО).
До конца апреля 2014 года Минэнерго России планирует направить на согласование федеральным органам исполнительной власти проект федерального закона, предусматривающего переход к новой модели регулирования сферы теплоснабжения. Плановый срок внесения согласованного проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации – конец III квартала 2014 года.
Осуществление перехода на полное регулирование по методу «альтернативной котельной» будет осуществляться поэтапно с учетом региональных особенностей и должно завершиться не позднее 2020 года.
Реализация проекта станет стимулом для достижения наилучших технических показателей в отрасли, в том числе в отношении потерь тепловой энергии в сетях.
IV. Стабильное обеспечение внутреннего рынка качественными нефтепродуктами.
Описание задачи:
Бесперебойное удовлетворение потребностей внутреннего рынка в нефтепродуктах, соответствующих требованиям Технического регламента Таможенного союза, вне зависимости от сезона, месторасположения или региональных особенностей.
Ожидаемый стратегический эффект:
Стабильное обеспечение внутреннего спроса на моторное топливо высоких экологических классов и улучшение экологической обстановки.
Текущий статус задачи:
В 2014 году планируется реализация следующих ключевых событий:
подготовка к обращению на территории Российской Федерации с 2015 года только моторных топлив классов 4 и 5;
дальнейшая модернизация нефтеперерабатывающих мощностей, по результатам которой ожидается увеличение глубины переработки нефти до уровня 72,3 %;
разработка методики прогнозирования спроса на нефтепродукты на краткосрочную (3 года), среднесрочную (10 лет) и долгосрочную (20 лет) перспективу с дифференциацией по субъектам Российской Федерации в целях совершенствования подходов к мониторингу состояния российского рынка нефтепродуктов;
активное участие в работе по совершенствованию правил биржевой торговли нефтепродуктами, что будет способствовать повышению прозрачности ценовых индикаторов, достоверно отражающих динамику рынка.
Реализация указанных мероприятий будет способствовать дальнейшему динамичному развитию отрасли и стабильному удовлетворению потребностей внутреннего рынка в качественных нефтепродуктах.
V. Развитие энергетики Дальневосточного федерального округа и энергоснабжения Байкало-Амурской магистрали и Транссибирской магистрали.
Описание задачи:
Создание энергетической инфраструктуры, обеспечивающей условия для социально – экономического развития Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона.
Ожидаемый стратегический эффект:
Создание условий для обеспечения достаточности и доступности топливно-энергетических ресурсов для устойчивого социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона, стимулирование предпринимательской активности и привлечение инвестиций.
Текущий статус задачи:
В 2014 году Минэнерго России продолжит активную работу, связанную с повышением эффективности и надежности энергоснабжения потребителей Дальнего Востока и Байкальского региона.
Запланировано проведение аудита энергообеспечения Дальневосточного федерального округа, по результатам которого будут выработаны рекомендации по развитию ТЭК Дальнего Востока.
В целях реализации проекта реконструкции и модернизации БАМа и Транссиба в 2014 году Минэнерго России проводится актуализация схемы внешнего электроснабжения Восточного полигона ОАО «РЖД». Основная задача обеспечение перспективных потребностей объектов железнодорожной инфраструктуры в электрических мощностях при расширении БАМа и Транссиба с учетом предполагаемых объемов грузоперевозок.
В целях обеспечения качественного и надежного энергоснабжения региона продолжится реализация крупных проектов в области производства электрической энергии и строительство новых объектов гидроэнергетики:
Усть-Среднеканской ГЭС в Магаданской области с поэтапным увеличением проектной установленной мощности до 454 МВт;
Нижне-Бурейской ГЭС в Амурской области с поэтапным увеличением проектной установленной мощности до 320 МВт.
Разворачивается строительство четырех тепловых электростанций:
ТЭЦ в г. Советская Гавань Хабаровского края с общей электрической мощностью 126 МВт, 200 Гкал/ч;
2−ой очереди Благовещенской ТЭЦ в Амурской области с общей электрической мощностью 125 МВт, 188 Гкал/ч;
1−ой очереди Якутской ГРЭС-2 в Республике Саха (Якутия) с общей электрической мощностью 193,48 МВт, 469,6 Гкал/ч;
Сахалинской ГРЭС-2 в Сахалинской области с общей электрической мощностью 120 МВт, 15 Гкал/ч (1−я очередь).
Для решения стратегических задач реализуются проекты по строительству протяженных магистральных электрических сетей, в том числе:
для обеспечения экспорта электроэнергии в Китай строительство ВЛ 500 кВ Зейская ГЭС – Амурская – государственная граница;
для усиления системного транзита, объединяющего Красноярскую, Иркутскую и Кузбасскую энергосистемы,
строительство ВЛ 500 кВ Камала – Енисей – Итатская с подстанциями 500 кВ;- для обеспечения присоединения к Единой энергетической системе России изолированного центрального энергорайона Республики Саха (Якутия) - строительство ВЛ 220 кВ Нерюнгринская ГРЭС– Нижний Куранах – Томмот – Майя;
в целях обеспечения надежности и безопасности электроснабжения г. Магадана, южной части Магаданской области, снижения потерь электроэнергии в изолированной энергосистеме Магаданской области, а также увеличения ее пропускной способности ведется строительство ВЛ 220 кВ Оротукан – Палатка – Центральная протяженностью 364,7 км.