1. ОСНОВАНИЕ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ
Энергетическое машиностроение, обеспечивающее выпуск наиболее наукоемкой
техники, работающей в самых экстремальных условиях эксплуатации, является
базовой отраслью отечественной промышленности, определяющей технический уровень
национальной энергетической безопасности.
Разработка и создание конкурентоспособных энергетических агрегатов и, в
первую очередь, газовых турбин как наиболее сложных изделий, невозможны без
разработки новых материалов и их покрытий, современных 4−х мерных
газодинамических расчетов, высокоэффективных систем охлаждения и
многовариантных многомерных прочностных расчетов и других инновационных
технических решений. Все это требует постоянной совместной работы системы
«Фундаментальная наука – Прикладная наука (НИР) – Опытно-конструкторские работы
(ОКР) – Производство – Внедрение».
Предметом Стратегии развития энергетического машиностроения Российской
Федерации на 2010 – 2020 годы и на перспективу до 2030 года (далее – Стратегия)
является сектор машиностроения, осуществляющий проектирование, производство и
обслуживание оборудования для преобразования энергии органического и
неорганического (ядерного) топлива, гидроэнергии и энергии нетрадиционных
источников в тепло или в механическую энергию для получения электроэнергии и
передачи ее потребителям.
Предприятия, входящие в комплекс энергетического машиностроения, выпускают
основное и вспомогательное оборудование для тепловых, атомных, гидравлических и
газотурбинных электростанций и промышленной энергетики.
Поскольку электроэнергетика является базовой отраслью экономики России,
обеспечивающей потребности экономики и населения страны в электрической и
тепловой энергии, то процесс устойчивого и опережающего развития
электроэнергетической отрасли, в свою очередь, является необходимым фактором
успешного экономического развития России.
Задача обеспечения предприятий электроэнергетики надежным,
высокотехнологичным, энергоэффективным оборудованием возложена на предприятия
энергетического машиностроения.
Однако развитие отечественного машиностроения в настоящее время сдерживается
наличием ряда проблем, требующих программного решения на федеральном уровне, из
числа которых целесообразно выделить следующие:
1. Существующий в настоящее время парк оборудования предприятий
энергетического машиностроения технологически и морально устарел, на
большинстве предприятий уровень износа основных фондов превышает 60%.
2. Доля импортного основного оборудования при оснащении предприятий
электроэнергетики составляет около 80%.
3. Инновационное развитие энергетического машиностроения, включающее
инновационные научные разработки, опытно-конструкторские работы (ОКР),
опытно-промышленную эксплуатацию, серийное производство и реализацию продукции
потребителям с возвратом средств в НИОКР отсутствует, с одной стороны,
вследствие резкого сокращения взаимодействия предприятий электроэнергетики и
институтов-разработчиков и предприятий-изготовителей оборудования
энергетического машиностроения, вызванного полным прекращением государственной
поддержки развития энергетического машиностроения, и, с другой стороны,
нежеланием предприятий электроэнергетики финансировать НИОКР на создание
инновационных продуктов за счет собственных ресурсов вследствие высоких рисков
незаключения в последующем договоров на поставку этого оборудования.
4. Энергетическая эффективность существующего отечественного оборудования
энергетического машиностроения ниже, чем аналогичного зарубежного, что приводит
к избыточной нагрузке на топливные отрасли и, как следствие, к росту цен на
электроэнергию для промышленных потребителей и населения.
5. Существующий уровень эксплуатации электроэнергетических объектов
значительно уступает практике развитых стран мира.
Таким образом, общей проблемой в сфере энергетического машиностроения, на
решение которой направлена Стратегия, является нарастание научно-технической и
технологической зависимости Российской Федерации от поставок импортных
технологий и оборудования энергетического машиностроения, а, следовательно,
снижение уровня безопасности энергообеспечения страны.
Для эффективного решения данных проблем целесообразно привлечение мощного
отечественного потенциала науки и промышленности.
Основная проблема в области техперевооружения отрасли энергетического
машиностроения заключается в том, что темпы и характер ее развития сегодня не
отвечает потребностям обеспечения энергетической безопасности и растущему
спросу электроэнергетики на передовые технологии и высокотехнологичное
оборудование, при этом предлагаемые российскими предприятиями отдельные
разработки не находят применения ввиду неконкурентоспособности потребительских
качеств мировому уровню.
Настоящая Стратегия определяет основные пути повышения эффективности
использования отечественного научно-промышленного и инновационного потенциала в
области энергетического машиностроения, а также основные направления
долгосрочной организационной, экономической и технической политики в области
энергетического машиностроения по реализации целей и задач, изложенных в
«Энергетической стратегии России на период до 2030 года», утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. №1715−р,
в части удовлетворения потребностей электроэнергетики в высокотехнологичном
оборудовании и услугах.
Стратегия направлена на реализацию «Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008
года № 1662−р, на выполнение решения, принятого на заседании Комиссии по
модернизации и технологическому развитию экономики России при Президенте
Российской Федерации от 18 июня 2009 года в части энергосбережения и
энергоэффективности, на реализацию уточненной «Генеральной схемы размещения
объектов электроэнергетики России до 2020 года и с учетом перспективы до 2030
года» (далее – Генсхема), одобренной Правительством Российской Федерации
(протокол заседания Правительства Российской Федерации от 3 июня 2010 г. № 24).
Основанием для разработки Стратегии является поручение Правительства Российской
Федерации от 08 марта 2009 года № ИС-П9−1229.
Целью государственной политики в области развития энергетического
машиностроения согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. №1662−р,
является повышение глобальной конкурентоспособности российского энергетического
машиностроения.
Цель Стратегии:
определение приоритетных направлений развития энергетического
машиностроения на среднесрочную и долгосрочную перспективу и путей их
реализации;
выработка согласованных действий органов государственной власти различных
уровней и бизнеса по ключевым направлениям развития энергетического
машиностроения в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
определение перспективных направлений по разработке и корректировке
законодательной и нормативной правовой базы развития энергетического
машиностроения;
разработка комплекса мер, направленных на создание и внедрение на
предприятиях электроэнергетики новых образцов конкурентоспособного
унифицированного инновационного оборудования энергетического машиностроения,
которое по своим техническим и эксплуатационным характеристикам обеспечит
конкурентоспособность на мировом рынке оборудования энергетического
машиностроения, импортозамещение и повышение энергетической безопасности и
эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и функционирования
электроэнергетического комплекса России.
В рамках реализации настоящей Стратегии должны быть решены следующие
задачи:
1. Создание системы инновационного развития электроэнергетики на основе
научно-технического и инновационного потенциала отечественного энергетического
машиностроения и применения механизмов государственно-частного партнерства.
2. Создание конкурентоспособной новой техники и технологий для решения
стратегических задач развития электроэнергетики, обеспечивающих безопасную и
надежную работу ЕЭС России.
3. Преодоление технологического отставания российского энергетического
машиностроения от ведущих мировых производителей на основе освоения
инновационных разработок высокотехнологичного энергоэффективного оборудования и
модернизации предприятий энергетического машиностроения.
4. Создание организационной и технологической инфраструктуры, способствующей
эффективному созданию и внедрению новой техники и технологий для решения
стратегических задач развития электроэнергетики.
5. Создание и развитие сети инжиниринговых центров энергетического
машиностроения для обеспечения комплексного подхода в процессе создания и
внедрения высокотехнологичного оборудования для электроэнергетики в рамках
инвестиционных проектов.
6. Максимальная локализация на отечественных предприятиях производства
оборудования энергетического машиностроения, выпускаемого по лицензиям
иностранных производителей или в рамках совместных предприятий с иностранным
участием.
7. Создание оборудования для новых высокоэффективных экологически чистых
технологий для производства электрической и тепловой энергии.
8. Повышение надежности, живучести, управляемости и эффективности
электроэнергетики, в т.ч. создание высокотехнологичного оборудования и
программно-аппаратных средств для современных интеллектуальных
электроэнергетических систем.
9. Создание техники и технологий для осуществления эффективных
энергосберегающих мероприятий, снижения потерь электроэнергии в электрических и
тепла в тепловых сетях.
10. Развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры
энергетического машиностроения в целях ускорения процесса разработки и
внедрения новых образцов оборудования.
11. Создание и внедрение современных систем диагностики и мониторинга
технологического оборудования на объектах электроэнергетики.
12. Внедрение системы подготовки и повышения квалификации кадров для
предприятий энергетического машиностроения.
13. Реализация приоритетных направлений научно-технического прогресса в
энергетическом машиностроении, определенных в Энергетической стратегии
Российской Федерации на период до 2030 года и Генсхеме.
14. Совершенствование нормативной правовой базы в области энергетического
машиностроения.
15. Развитие системы технического регулирования в энергетическом
машиностроении.
Для выполнения указанных задач в рамках реализации Стратегии должны быть
осуществлены следующие меры:
повышение эффективности таможенного администрирования и оперативности
применения мер таможенно-тарифного регулирования, включая корректировку ввозных
пошлин на технику и оборудование энергетического машиностроения, аналоги
которой производятся в России;
создание условий для увеличения объемов долгосрочного кредитования
российских предприятий энергетического машиностроения;
совершенствование действующей системы лизинга технологического
оборудования для технического перевооружения предприятий энергетического
машиностроения;
расширение практики кредитования финансовыми институтами развития
инвестиционных проектов развития новых производств на предприятиях
энергетического машиностроения;
создание условий для роста инвестиций в обновление основных фондов и
технологическую модернизацию предприятий энергетического машиностроения за счет
совершенствования амортизационной политики, включая внедрение механизмов
ускоренной амортизации;
использование механизмов налогового стимулирования в рамках реализации
приоритетных направлений промышленной политики в области энергетического
машиностроения;
стимулирование реализации проектов, связанных с внедрением инновационных
разработок, ресурсо- и энергосберегающих технологий, техническим и
технологическим перевооружением предприятий энергетического машиностроения;
содействие разработке новой конкурентоспособной продукции энергетического
машиностроения в рамках решения задачи по повышению энергоэффективности
российской экономики;
государственная поддержка научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ по разработке базовых и прорывных технологий
энергетического машиностроения, соответствующих требованиям рынка и стратегиям
развития электроэнергетики;
развитие механизмов государственно-частного партнерства, включая
разработку и реализацию важнейших инновационных проектов в области
энергетического машиностроения;
обеспечение поддержки российского экспорта промышленной продукции
энергетического машиностроения, в том числе путем субсидирования процентных
ставок по кредитам.
Реализация Стратегии будет осуществлена в три этапа:
I этап (2010−2016 годы) – формирование системы инновационного развития
электроэнергетики на основе научно-технического и инновационного потенциала
отечественного энергетического машиностроения, техническое перевооружение
предприятий энергетического машиностроения для выпуска конкурентоспособной на
внутреннем рынке унифицированной энергомашиностроительной продукции.
II этап (2017−2020 годы) – освоение серийного выпуска конкурентоспособной на
мировом рынке энергомашиностроительной продукции.
III этап (2021−2030 годы) – удовлетворение внутренних потребностей рынка в
энергомашиностроительной продукции, завоевание 15% мирового рынка
энергомашиностроительной продукции.
Целевые индикаторы и показатели реализации Стратегии приведены в Приложении
№1.
В результате реализации Стратегии будут достигнуты следующие показатели:
1. Доля проектов энергоблоков с использованием зарубежного основного
энергетического оборудования должна составить к 2015 году – не более 40%, к
2020 году – не более 30%, к 2025 году – не более 10% с учетом необходимости
проведения технического перевооружения предприятий энергетического
машиностроения под выпуск конкурентоспособной продукции.
2. В дальнейшей перспективе до 2030 года доля энергоблоков, строящихся с
использованием высокотехнологичного зарубежного оборудования, должна
поддерживаться на уровне 10 15%.
Объем экспорта энергетического оборудования российского производства в
натуральном выражении должен составить (в пересчете на мощность) к 2012 году –
не менее 3 ГВт в год, к 2015 году – не менее 4,5 ГВт в год, к 2020 году – не
менее 10 ГВт в год.
По мере возвращения утраченных рынков, традиционных для советского периода,
российские энергомашиностроительные компании будут наращивать свое присутствие
и на новых рынках. В совокупности с общей тенденцией к увеличению мощности
мировых энергетических систем объемы экспорта в 2030 году должны достигнуть
уровня 15% мирового рынка энергомашиностроительной продукции.
3. Российское энергетическое машиностроение должно достигнуть следующих
показателей:
3.1. К 2016 году:
перейти на
преимущественную поставку отечественных материалов и заготовок для нужд
энергомашиностроения;
промышленное
освоение, включая полномасштабные испытания и доработку на собственных
испытательных стендах, усовершенствованных газотурбинных установок (ГТУ)
мощностью 65 –110 270 – 350 МВТ и парогазовых установок (ПГУ) на природном
газе с повышением их коэффициента полезного действия (КПД) до 60 %;
разработка и
освоение модульных одновальных ПГУ-ТЭЦ мощностью 40 – 100 – 170 МВт и удельной
выработкой на тепловом потреблении 1200 – 1500кВтч/Гкал с коэффициентом
использования топлива 85−86%;
промышленное
освоение передовых технологий производства котлов-утилизаторов для ПГУ;
промышленное
освоение производства котлов с циркулирующим кипящим слоем мощностью до 330
МВт;
продление
межремонтного ресурса «горячих» деталей ГТУ до 30 тыс.ч для повышения
готовности и снижения затрат на капитальный ремонт;
промышленное
применение ПГУ с внутрицикловой газификацией угля и КПД нетто на уровне
50%.;
освоение
производства гидроэнергоагрегатов с расширенными диапазонами регулирования
частоты вращения;
освоение серийного
строительства АЭС типа ВВЭР-1200;
освоение
производства тихоходных турбин для АЭС;
разработка и
освоение тепловых насосов и типовых технических решений по использованию
возобновляемых источников низкопотенциального тепла с коэффициентом
преобразования 4 -5 в системах теплоснабжения.
3.2. К 2020 году:
промышленное
освоение паросиловых угольных энергоблоков на параметры пара 30 МПа, 600–620°С.
Освоение первых паросиловых угольных энергоблоков на параметры пара 35 МПа,
700–720°С;
освоение демонстрационной гибридной установки малой мощности с ГТУ и
высокотемпературными топливными элементами, с КПД при работе на природном газе
65–70 %;
освоение
производства коммерческих быстрых реакторов типа БН.
В целом за период до 2030 года, в соответствии с
«Основными положениями (Концепцией) технической политики в электроэнергетике
России на период до 2030 г», разработанными РАО «ЕЭС России» совместно с РАН и
профильными НИИ в 2008 году, следует достигнуть следующих ориентиров:
опытно-промышленное
освоение гибридных установок с ГТУ и высокотемпературными топливными
элементами, с КПД при работе на природном газе 70–75% и на угле (после
газификации) 60–65%;
опытно-промышленное освоение энергетических установок, реализующих различные
технологии вывода из их циклов СО2;
промышленное
освоение ПГУ с комбинированным производством электроэнергии и водорода из
угля;
энерготехнологические установки с получением искусственного жидкого
топлива.
4. Снижение уровня износа основных фондов в отрасли: к 2012 году – не более
50%, к 2015 году – не более 45%, к 2020 году – не более 40%.
Столь интенсивное снижение среднего уровня износа основных фондов связано с
необходимостью коренного технического перевооружения отрасли. В дальнейшем
темпы обновления основных фондов целесообразно снизить с тем, чтобы к 2030 году
обеспечить и далее поддерживать износ основных производственных фондов на
среднем уровне – около 50%.
5. В энергетическом машиностроении будет создана система подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров для обеспечения процесса
разработки, производства и сервисного обслуживания высокотехнологичного
оборудования. Всего в период 2010−2020 гг. должно быть подготовлено не менее
500 специалистов в области энергетического машиностроения, не менее 1600
специалистов должны пройти переподготовку и курсы повышения квалификации кадров
для обеспечения создания высокотехнологичного инновационного оборудования
энергетического машиностроения.
6. Будет обеспечено взаимодействие энергетических, энергомашиностроительных,
инжиниринговых и научных организаций для решения вопросов типизации (повышения
унификации), комплектной поставки оборудования блоками заводского изготовления,
перехода на новые современные методы обслуживания и ремонта, автоматизации
технологических процессов при эксплуатации оборудования. Всего в период
2010−2020 гг. на базе предприятий-разработчиков, изготовителей, предприятий
электроэнергетики-потребителей продукции энергетического машиностроения и
инвесторов должно быть создано не менее 5 консорциумов, целью которых является
комплексное решение всех организационных, технических и финансовых вопросов
реализации инвестиционных проектов по приоритетным направлениям развития
энергетического машиностроения.
Решение указанных задач будет свидетельствовать о том, что созданы
необходимые и достаточные условия для обеспечения предприятий электроэнергетики
высокотехнологичным, надежным и энергоэффективным оборудованием, отвечающим
требованиям энергобезопасности отечественной электроэнергетики, современным
техническим, экономическим, экологическим и иным требованиям российских
предприятий электроэнергетики, а также целям развития экспортного потенциала
энергетического машиностроения.